სარჩევი / გვერდები

пятница, 16 августа 2019 г.

Дополнительные падежи имён существительных


Дополнительные падежи имён существительных !
Продолжаем беседовать о падежах
В современной школьной программе традиционно изучаются основные 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), однако в языковедении выделяются ещё несколько дополнительных падежей, имеющих ограниченные распространение и функции. В различных классификациях число этих падежей варьируется. Выделить эти падежи можно только по особым смысловым признакам.

Местный падеж (локатив)
Для местного падежа характерно значение места и времени, которые относятся к определённому действию. Локатив определяет временное или пространственное местонахождение объекта, т. е. его пребывание, которое в предложении выражено именем существительным. Характеризующие вопросы местного падежа «где?», «на чём?», «при чём?»: в лесу (не в лесе); на шкафу (не на шкафе); при полку (не при полке).
У большинства существительных русского языка формы местного падежа совпадают с формами предложного: «на заводе» и «о заводе»; «в Вологде» и «о Вологде»; «в морях» и «о морях».
Но выделяется категория существительных, появившихся вследствие слияния 2-го и 4-го склонений, формы местного падежа которых отличаются от форм предложного: «в снегу» и «о снеге». Как мы видим, у существительных, стоящих в форме ед. ч., ударение может стоять на разных слогах: «в лесу» (с ударением на второй слог) и «о лесе» (ударение на первый слог).
Если говорить о формах мн. ч., то здесь наблюдается полное совпадение с формой предложного падежа («в/о лесах»).
К локативу можно отнести окончание «-и», находящееся под ударением, в именах существительных 3-го склонения: «Муха сидит на дверИ» (О той ли двЕри она говорила?).

Таким образом, существительные в форме местного падежа употребляются исключительно в сочетании с предлогами «на» и «в». Некоторые словосочетания стали устойчивыми. Мы говорим, что человек находится в доме, но про врача скажем, что он принимает на дому; мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; мы думаем о годе, но день рождения у нас только раз в году.
Ждательный падеж (родительно-винительный)
Ждательный падеж – это особая форма имён существительных, употребляющаяся для обозначения объекта после глаголов со значением желания, достижения, ожидания, опасения, удаления: ждать у моря погоды, достичь успеха, опасаться лихорадки.
Форма этого падежа в некоторых случаях совпадает с формой родительного падежа, а в других – винительного падежа. Возьмём два примера: «родители ждут письма» и «девочка ждёт папу».

В первом случае от «письма» никто не ожидает никакого действия. Это значит, что родители ждут именно письма, то есть его явления, доставки, а никак не пришедшее своими ногами письмо. Письмо здесь выступает исключительно в пассивной роли. Что касается папы, то дочь ждёт не доставки своего отца, она надеется, что он придёт сам или сам воспользуется машиной.
Таким образом, если появление объекта, выраженного существительным, зависит от него самого, а вина за опоздание лежит на нём самом, то речь идёт об использовании формы винительного падежа. Но если от объекта ничего не зависит, если он сам не способен повлиять на свое появление, то существительное следует употреблять в родительном падеже.
Форма родительного падежа употребляется при сочетании с отвлечёнными существительными или конкретными, но употреблёнными с оттенком неопределённости: Я жду автобуса (т.е. любого, какой подойдёт, на такой и сяду); Я жду любви. Форма винительного падежа – при сочетании с одушевлёнными существительными или неодушевлёнными с оттенком определённости: Я жду сестру; Я жду автобус № 25 (именно этот, конкретный).
Счётный падеж (счётная форма)
Счётная падежная форма – это особая форма множественного числа существительных, а также субстантивированных прилагательных, употребляемая в сочетании с численным обозначением количества чего-либо: три часа, двое часовых, три мастерских.
Счётная форма выделяется у некоторых названий единиц измерения: десять вольт (не вольтов); сто ампер (не амперов); восемь байт (не байтов).
Ударение у существительных в формах счётного и родительного падежа может отличаться: два часА; (не прошло и чАса); сделать три шагА; (одного шАга мало).
Частичный падеж (партитив)
Партитив также называют количественно-разделительным или количественно-отделительным падежом. Такая форма используется тогда, когда есть необходимость указать на «частичность».
В русском языке частичный падеж часто называют 2-м родительным. Это связано с тем, что существует совсем немного слов, форма которых отличается от родительного падежа: мне бы чайку, килограмм луку, немного сыру, много снегу, задать жару, прибавить ходу, выпить кефируогоньку не найдётся ли.
Но эта форма вполне может быть заменена на форму винительного или родительного падежа: налить чаю (партитив) — налить чай (винительный падеж) — налить чая (родительный падеж).
Интересно, что в русском языке существует уникальное слово «щец» («Щец не желаете?»; «Налей-ка мне щец!»), которое не имеет никаких иных форм, кроме партитива множественного числа.
Отложительный падеж (аблатив)
Этот падеж называют также исходным. Форма аблатива схожа с формой родительного падежа, употреблённого с такими предлогами, как «с», «от», «из».
Аблатив указывает на траекторию движения объекта или субъекта, а точнее, на её исходную точку. «От кого?», «откуда?», «от чего?» — именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: идти с урока; из лесу; из дому. В отложительном падеже существительное часто становится безударным.
Лишительный падеж (абессив)
Лишительный падеж используется там, где есть место отрицанию: он не имеет права (ср.: он имеет полное право); они не знают всей правды (ср.: они знают правду); ни шагу назад (ср.: сделать три шага вперёд).
Не во всех случаях с отрицанием встречается родительный падеж, порой в подобных примерах следует употреблять форму винительного: я не вожу машину; он не пьёт сок; не пить водку.
Превратительный падеж (транслатив)
Иначе называется включительным. Этот падеж является производным от винительного. Он отвечает на вопрос «в кого?», «во что?»: я бы в лётчики пошёл; взять в жёны; годится в сыновья; баллотироваться в президенты; идти в космонавты.
Превратительный падеж – это особая форма имён существительных, обозначающая становление кем-нибудь, превращение во что-нибудь, переход в какое-то состояние или положение, изменение во что-нибудь.
Например, в словосочетании «идти в учителя» существительное стоит во множественном числе, и по логике его надо использовать в винительном падеже. Тогда выражение звучало бы как «идти в учителей», что режет слух. Но и именительным падежом эту форму нельзя назвать, потому что перед существительным имеется предлог, что не свойственно именительному падежу; а также существительное не выступает в роли подлежащего, значит, здесь речь идёт о косвенном падеже.
Таким образом, форма транслатива совпадает с формой множественного числа именительного падежа, но при этом отвечает на вопросы винительного.
Звательный падеж (вокатив)
Звательный падеж употребляют для того, чтобы идентифицировать объект, к которому использовано обращение. Как правило, это касается имён существительных. Падежом такую форму называют условно, так как в строго грамматическом смысле подобная форма вовсе не является падежом.
Эта падежная форма уходит своими корнями в индоевропейские языки. Позже в большинстве языков этот падеж перестал существовать, но некоторые языковые системы до сих пор сохранили такую падежную форму.
В русском языке начало отмирания этой формы относится примерно к XI веку, когда стало прослеживаться смешение звательного падежа с именительным. Позже такая форма ещё встречалась, но использовалась она только при почтительном обращении к людям, имевшим высокий ранг. Подобное употребление было зафиксировано в XIV-XV веках (в берестяных грамотах): «Отче!», «Господине!», «Княже!» и т.д.
Из разговорной речи звательная форма ушла в середине XVI века, лишь в церковном языке обращение подобного рода продолжало существовать, например «Владыко».
Вплоть до 1918 года в русских грамматиках этот падеж был седьмым в списке падежей. В наши дни, если подобная устаревшая форма и сохранилась, то её используют в качестве формы именительного падежа: владыко Моисей читал молебен.
Устаревшая форма всё ещё продолжает существовать в некоторых устойчивых оборотах: «Боже упаси», «Господи», «ну, здорово, сынку! почеломкаемся!», «батюшки».

Иногда под современным звательным (или новозвательным) падежом понимаются словоформы с нулевым окончанием существительных первого склонения: Миш, Лен, Тань, Танюш, бабуль, мам, Лен, Коль, пап.
Сейчас лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму. Это объясняется самим определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения, а мы знаем, что обращения членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
Автор статьи Ширли

ИСТОЧНИК




Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий