ИСТОЧНИК Каждый преподаватель стремится сделать свои уроки не только полезными, но и яркими, интересными, запоминающимися, поэтому перед нами часто стоит вопрос, как приятно удивить наших студентов. Почему песни отлично подходят для этой цели? Во-первых, песни короткие, обычно они длятся от двух до пяти минут. Студентам не нужно будет смотреть полуторачасовой фильм перед уроком или читать большой рассказ. Песни короче любого короткометражного фильма, поэтому их можно будет несколько раз переслушивать на уроке и не бояться потерять драгоценное время. Но, конечно, дело не только в удобном и компактном формате. Песни обладают безграничным потенциалом для создания учебных материалов на их основе. В первую очередь, песни могут стать отличной основой для заданий на аудирование, где необходимо расставить слова или фразы в правильной последовательности или вставить пропущенные слова на слух. На основе песен можно делать тесты на понимание текста на слух или задания в формате «Правда /ложь». Чаще всего именно аудиоматериалов нам не хватает в учебниках, поэтому мы начинаем искать дополнительные аудиозаписи, подкасты, каналы на Ютубе и т.д. Но в отличие от тех же подкастов, песни студенты могут добавить в свой плейлист, который будут переслушивать множество раз. Тем самым они смогут повторять выученные слова и конструкции, получая при этом исключительно удовольствие от процесса. Песни люди не только слушают, но и поют. На уроках многие студенты стесняются петь, но это не значит, что они не будут петь песни дома в комфортной для себя обстановке. На начальном этапе изучения языка мы можем практиковать шедоуинг (повторение звуков/ слов/ фраз за аудиозаписью или учителем), чтобы отработать произношение звуков или интонации. Но на высоких уровнях владения языком данная практика чаще всего воспринимается студентами как нечто скучное. Подпевание песням – отличная замена шедоуинга, и это то, что студенты смогут с удовольствием практиковать дома. Песни – это аутентичные тексты, с помощью которых можно ввести на уроке новую грамматику, изучить новую лексику (в том числе разговорные фразы и сленг), закрепить пройденный материал. Увидеть примеры работы с грамматикой через тексты песен вы можете в учебном пособии И.Р. Куралёва, В.Д. Горбенко, М.Ю. Доценко «Русский рок и русская грамматика». Ярким примером песни с отличным грамматическим материалом по Родительному падежу имён существительных в единственном и множественном числе является песня «Место для шага вперёд» группы «Кино». А песня «Любите, девушки» группы «Браво» подойдет для урока по Винительному падежу одушевленных имён существительных и прилагательных. Песня «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации» для Творительного падежа имён существительных и прилагательных. В песне Земфиры «Девочка, живущая в сети» вы найдете причастия, а в песне Манижи «Город Солнца» - деепричастия. Песни можно подобрать на разные грамматические темы и для разных уровней изучения языка. Песни являются неотъемлемой частью культурного кода страны, а также источником тем для дискуссий, поэтому они могут подойти для разговорных уроков и клубов. Существует множество песен, которые поднимают интересные вопросы или посвящены социальным проблемам. Много таких песен вы можете найти, например, в творчестве Монеточки, Екатерины Яшниковой, Манижи, Lumen и т.д. Иногда можно встретить песни с сюжетом, который интересно будет проследить и дополнить деталями. Такие песни можно найти в творчестве The Hatters, Короля и Шута и т.д. Однако песни это не только тексты и музыка, это ещё и клипы, интервью артистов, обложки синглов и альбомов. Всё это мы тоже можем использовать в своей работе. Можно встретить очень простые песни с лингвистической точки зрения, однако клипы к этим песням могут раскрыть их потенциал для урока. Например, в клипе на песню «Плачу» группы «Ленинград» можно увидеть много числительных, поэтому этот клип можно использовать даже на уровне А1<1>, когда студенты изучают сложные и составные числительные или отрабатывают конструкцию с глаголом «стоить». Благодаря острой социальной теме, поднимающейся в клипе, эта песня может стать основой или прогревом для разговорного клуба (продвинутого уровня) на тему проблемы потребления. Другим примером интересной песни с большим количеством «дополнительного материала» может стать песня The Hatters «Танцы». С клипом можно работать даже на уровне А1, например, читать надписи, описывать одежду танцоров, немного поговорить о сюжете клипа и вспомнить глаголы. Со студентами более высокого уровня можно поговорить о стилягах и даже показать им интервью с бэкстейджа (со съёмки клипа). Аутентичные материалы обычно мотивируют студентов продолжать учить язык, иногда песни могут даже открыть «второе дыхание» или вернуть интерес к изучению языка, так как студенты чувствуют, что «прикасаются» к настоящему, живому языку. Однако не стоит забывать, что лирика песен - это текст, который мы не можем адаптировать путем упрощения лексики, грамматики и синтаксических конструкций. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору песен для урока. Я хотела бы поделиться с вами двумя главными советами. Во-первых, необходимо всегда проверять качество звука песен, скорость и чёткость проговаривания слов. Но что делать в ситуации, если вы нашли идеальную песню с лексической и грамматической точки зрения, но песня очень старая или у неё быстрый темп исполнения? Мой совет – ищите каверы на эту песню. В последнее время на Ютубе можно даже найти медленные версии песен. После работы с песней можете предложить студенту послушать оригинал, и потом обсудить, какая версия ему понравилась больше и почему. Во-вторых, внимательно проверяйте лексику и грамматику лирики, так как часто можно встретить песни, например, с простой грамматикой и при этом с очень сложной лексикой или наоборот. Если вам тяжело определять уровень текстов, то вам поможем сайт «Текстометр». Однако надо помнить, что часто в песнях используются слова, не входящие в лексические минимумы, но при этом не все эти слова являются сложными. Всю новую и важную лексику нужно прорабатывать в предтекстовых заданиях (перед прослушиванием песни). Лучше отказаться от списков слов с переводами, так как обычно они неэффективны. Но для себя вы можете выписывать все потенциально новые слова для студентов и группировать лексику для заданий. На этом этапе подготовки материалов по песням вы увидите точное количество новой лексики и возможно откажетесь от работы с песней и не потратите свое время впустую. В заключение хочу сказать, что песни не раз меня выручали на уроках. Особенно когда я работала в ЦПИС, и мы виделись со студентами каждый день. Песни становились для них настоящим глотком свежего воздуха и делали наши уроки разнообразнее. Песни помогают познакомить иностранцев с русской культурой, а уроки по песням помогают сделать процесс изучения языка более приятным и интересным! Предлагаю на примере песни «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации» разобрать общий алгоритм подготовки рабочего листа для урока. Шаг 1. Сбор материалов. Находим текст песни и слушаем песню, оценивая качество записи, дикцию исполнителя и темп исполнения. Многие песни группы «Смысловые галлюцинации» исполняются медленным речитативом (исполнитель больше говорит, нежели поет), поэтому можно не искать медленные каверы. Я решила, что клип мне не понадобится и кадры из фильм «Брат-2» будут только отвлекать. Шаг 2. Анализ текста. Читаем текст песни и оцениваем его уровень сложности, обращая внимание на лексику и грамматику. Выписываем все ключевые и потенциально сложные слова и фразы песни. Далее выделяем разными цветами всю грамматику в тексте. Делаем вывод, что песня «Смысловые галлюцинации» подойдет для ввода Творительного падежа прилагательных, а лексика в песне соответствует уровню А1-А2. Мои записи: Море, река, скала Пьяный, молодой, тёмный, другой Вечно Выпить, стать, мочь, быть, хотеть Кто-то (m,sg) Частица «бы» Литературное окончание INST «-ою» Шаг 3. Предтекстовые задания. Начинаем писать задания, которые помогут студентам «настроиться» на песню. Обычно, если студенты не знают слов, то они не понимают что говорят в аудиозаписи. Мы готовим студентов к прослушиванию не разговорной речи, а песни, поэтому в предтекстовых заданиях должно появиться как можно больше ключевых слов, чтобы студенты имели представление, что они должны будут услышать в песне. Предтекстовые задания на лексику не должны быть очень сложными. Можно сделать задания в формате «соедини слова и картинки» или «соедини синонимы / антонимы», кроссворды, филворды, при работе с глаголами можно дописывать НСВ/ CВ формы и т.д. Если в тексте песни есть очень сложные слова и картинками их не объяснить, то можно их перевести или дать примеры употребления. В предтексте я также решила ввести новую грамматику. Грамматические аспекты песни не обязательно рассматривать в разделе предтекстовых заданий, вы можете обратить внимание на новые формы после прослушивания песни и прочтения лирики. Шаг 4. Задания для прослушивания песни. Проще всего убрать из песни часть слов и попросить студентов вписать слова, которые они слышат. Если вы считаете, что слова слишком сложные или вам кажется, что песня слишком быстрая (даже медленная версия песни), то можете выписать слова, которые студентам надо будет вставить в пропуски. Можно перемешать строки из куплета или припева и попросить студентов восстановить последовательность строк во время прослушивания песни. Шаг 5. Послетекстовые задания. Так как данную песню я посвятила введению Творительного падежа прилагательных, то и послетекстовое задание я тоже сделала на отработку новой грамматики. В послетектовых заданиях вы можете сделать тесты на понимание смысла песни или задания в формате «Правда / ложь», задания на работу с лексикой, например, перефразы, перечитывание текста песни с картинками вместо некоторых слов и т.д. Шаг 6. Задания для обсуждения песни. Если пишете материалы по песням для разговорных клубов или уроков, то в этом разделе зданий будет больше всего. Здесь даже можно прописать примерный план по темам, которые вы будете обсуждать на встрече. Когда я писала этот рабочий лист, я старалась максимально упростить материал, чтобы с данным рабочим листом можно было работать не только на уроке, но и дать его студентам как домашнее задание. Этот рабочий лист подойдет для занятий по принципу «перевёрнутых классов», когда ученики изучают тему самостоятельно и на урок приходят отрабатывать и закреплять свои новые знания. Больше рабочих листов на основе песен и полезных советов Вы можете найти в Instagram: @russianwithmaria или на сайте https://taplink.cc/russianwithmaria?fbclid=PAAaZ8nW80QzdYvy4lQsarrVs0OqeLEcOfz4YJbDqgd82Pcw2N_SHcyym7ecM [1] если в вашей группе нет детей, и у вас в группе не возникнет религиозных разногласий, так как в клипе прослеживается жестокость |
▼
სარჩევი / გვერდები
▼
Комментариев нет:
Отправить комментарий