Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется.
К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести традиционную парадигму, рационалистическую модель и феноменологическое направление.
Традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители
традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Подобная программа аргументируется в социопедагогических концепциях
Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.
Разработчики
рационалистической модели образования (П. Блум(род. 1913), Р. Ганье(род. 1916), Б. Скиннер (род. 1904) и др. - США) концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.
Иной взгляд на образование у представителей
феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американского мыслителя
А. Маслоу (1908-1970). Они исповедуют
гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении.
В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления: с позиций
социологизаторства и с позиций (
био)психологизма. Главный водораздел между ними - отношение к социальным и биологическим закономерностям воспитания.
Мощный идейный поток представляют сторонники ведущей роли социума в воспитании личности. Например, подходы социальной педагогики разделяют многие ученые США. Ряд американских педагогов предлагает так называемую стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся.
По-прежнему заметна традиция
социальной педагогики во Франции. Интерпретаторы социального воспитания
П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др. ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что
биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определение) при воспитании
действуют в связке, причем
среда корректирует наследственность.
Немало сторонников социальной педагогики в Японии. Например, профессор
Огава считает, что воспитание как освоение картины мира возможно лишь
через социум, т.е. оно должно быть прежде всего общественным. Многие японские педагоги стоят за то, чтобы
умерять эгоцентризм отдельной личности. Они полагают, что ребенок должен быть готов без боязни вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь.
Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспитания. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.
(Био)психологическое направление воспитания поддерживают представители ряда идейных течений, прежде всего, экзистенцалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологической школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т.е. поворот к личности ребенка.
Идеи нового воспитания распространены во Франции (
Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют
личность прежде всего как
биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность, большое значение взаимодействия личности со средой, а с другой - провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.
Лидеры
гуманистической психологической школы американцы
А. Комбс, А. Маслоу, К. Рождерс - высказывали озабоченность, вызванную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, предлагают педагогам отказаться от традиции быть господами по отношению к своим подопечным. Так,
К. Роджерс, аргументируя свою
"Я-концепцию", советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам.
Исходный тезис Роджерса - "злых людей не должно быть". Если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий