суббота, 21 апреля 2018 г.

Методика преподавания - приёмы коррекции ошибок в устной речи студентов.


Руководствуясь положением о коммуникативной направленности учебного процесса по иностранному языку, устные высказывания студентов не следует прерывать.

Постоянные попутные замечания, в особенности, если они делаются обстоятельно, мешают обучающемуся сосредоточиться на содержании высказывания, и его внимание беспрестанно переключается на средства выражения мысли. Поэтому на занятиях преподавателям рекомендуется фиксировать языковые неточности в своей тетради, давать установку группе следить за ответом по содержанию и по форме, причем студенты могут получать и индивидуальные задания, а по окончании ответа переходить к его обсуждению и, если нужно, к выполнению упражнений, предназначенных для устранения допущенных языковых погрешностей.

Но полностью отказаться от какого-либо исправления ошибок в ответах студентов в момент говорения не представляется возможным. Такой подход является правомерным и с точки зрения психологии, так как в результате неоднократного воспроизведения неверных языковых форм у говорящего студента упрочиваются неправильные системы временных нервных связей, лежащих в основе выработки языковых и речевых умений и навыков. То же самое происходит и у слушающих студентов, но только в меньшей степени. Однако для того, чтобы не нарушать общей коммуникативной направленности обучения, перерыв речи во время ответа должен быть сведен до минимума, что достигается путем использования различных приемов, в основе которых лежит учет специфики допущенной ошибки.

Итак, при исправлении ошибок в устной речи следует руководствоваться следующими общими рекомендациями:

1. Не следует перебивать говорящего, а записать ошибку в специальную тетрадь и исправить ее по окончании ответа.
2. Если ошибка является очень грубой и нарушает процесс понимания, преподаватель может исправить ее сразу же, однако, чтобы не смущать студента, подсказывает ему правильную форму, как бы беседуя, с ним (принцип коммуникативных коррекций).

Например:
Студент: В этом году я очень часто шёл в театр.
Преподаватель: Понятно. Значит, в этом году Вы часто ходили в театр.
Студент: Да, я часто ходил в театр.

*******

Ошибки первой группы (ошибки-оговорки), если они не устраняются тут же путем самокоррекции, исправляются преподавателями мимоходом или после окончания ответа. Ошибки четвертой группы всегда исправляются преподавателем либо попутно (мимоходом), либо после окончания ответа с необходимыми пояснениями.

Ошибки второй группы могут быть устранены по ходу ответа самим студентом по условному сигналу (например, постукивание карандашом при нарушении порядка слов), замечанию преподавателя или они выносятся на последующее обсуждение. Ошибки третьей группы разбираются, как правило, после окончания ответа. Однако если они искажают смысл высказывания, то преподаватель корректирует их бегло в процессе ответа, а затем разбирает подробно.

Таким образом, основное исправление ошибок происходит после окончания ответа, но в то же время ряд корректив вносится в момент самого выступления студента.

Для устранения ошибок, относящихся главным образом ко второй к третьей группе можно сразу же проводить упражнения — тренировочные, предречевые или речевые. Это зависит от характера ошибки и причины, лежавшей в ее основе. Студенты могут получить специальное дополнительное домашнее задание: придумать примеры на определенные словосочетания или составить с ними небольшие ситуации, а иногда рассказы и диалоги. Эти задания выполняются, как правило, в устной форме.

Реакция на ошибку допустившего ее, которую можно назвать самокоррекцией, основана на сознательном контроле и проявляется следующим образом в указанных выше трех случаях. В первом случае проявления ошибки самокоррекции может совсем не быть, поскольку нет оснований для выработки сознательного контроля вследствие отсутствия теоретических знаний и практических навыков.

В двух следующих случаях проявления ошибки самокоррекция реализуется по-разному. По мере сознательного овладения теоретическими знаниями и целенаправленными действиями с материалом вырабатывается сознательный контроль. Однако в силу того, что знания недостаточно прочны и автоматизмы мало развиты, сознательный контроль срабатывает во втором случае проявления ошибки чаще всего при указании на ошибку преподавателя.

Для третьего случая проявления ошибки характерна самокоррекция, основанная на хорошо развитом сознательном контроле, сложившемся в результате прочных теоретических знаний и достаточно развитых сознательных операций с материалом. Обучающийся, допустив ошибку, тут же исправляет ее самостоятельно или при малозначительном внешнем сигнале.

(А.Л.Бердичевский, И.А. Гиниатуллин, Е. Г. Тарева. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе. М., Флинта- Наука, 20018)




Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий