Урок – неотъемлемая часть учебного процесса.
Урок представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.
Без четкой методической концепции урок может превратиться в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений и заданий, смысл которых непонятен даже учителю, не говоря уже об учениках.
Методическое содержание урока иностранного языка – это те основные положения, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы:
1. Индивидуализация
Индивидуализация заключается в учете и использовании личности обучаемых, т.е. их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.
Задачи учителя для обеспечения индивидуализации:
- Отобрать те проблемы, которые наиболее актуальны для данной группы, для контекста их деятельности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся;
- Использовать задания открытого типа, позволяющие выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечивающие столкновение мнений, дискуссию.
- Использовать индивидуальные домашние задания, давая возможность ученикам проявить себя наилучшим образом, раскрыть свои знания, поделиться своим опытом, и даже удивить товарищей и изменить их отношение к себе;
- Учитывать социальный статус различных учеников и корректировать взаимодействие учащихся в том случае. Если поведенческие модели формируют определенные комплексы как у самого ученика, так и у всей группы по отношению к нему. Здесь необходимо пояснить, что имеется в виду как заниженная самооценка, так и завышенная.
- Использовать различные режимы и формы работы на уроке, обращая особое внимание на формирование групп/пар, на распределение ролей.
2. Речевая направленность урока
Речь идет об ориентировании урока: безусловно, могут быть и уроки, ориентированные на формирование чисто языковых знаний, но все-таки формирование коммуникативной компетенции должно быть первично. Ведь даже если это урок формирования лексических и грамматических навыков, нас интересует не уровень знания, а уровень умения применить эти знания в реальном общении. К сожалению, эти два уровня не всегда пересекаются.
Учителю необходимо использовать на уроке задания, имеющие большую практическую/мотивационную/образовательную/воспитательную ценность:
- Один ученик держит картинку с изображением животного так, что весь класс не видит, что на ней нарисовано. Дети задают вопросы с целью отгадать это животное, его цвет, место обитания и т.д.
- Ученик держит картинку, другие не видят, дети задают вопросы о том, что и где и какого цвета изображено, и по ответам пытаются воспроизвести картинку у себя в тетради, побеждает тот, чья картинка совпадет с оригиналом.
Речевая направленность невозможна без ситуативности и функциональности.
3. Ситуативность
Речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, но не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характером партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения.
На уроке бывают различные ситуации общения, но все они могут быть разделены на три основные категории: реальные, проблемные и условные.
Реальные ситуации:
- ограничены ролями учителя и учеников
- касаются в основном опозданий, выполнения/невыполнения домашнего задания
- самочувствия
- просьб, связанных с классным обиходом
Проблемные ситуации:
- столкновение различных точек зрения, различных видений
- проблемные ситуации создаются учителем (достаточно задать вопрос, заведомо предполагающий возможность различных ответов, столкновение мнений),
- участвуя в решении проблемной задачи, высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие /несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении, а значит, их высказывания можно назвать речью по сути.
Условные ситуации:
- моделируют реальные ситуации общения,
- охватывают различные типы речевого поведения,
- способствуют обогащению социального опыта учащихся за счет расширения спектра коммуникативно проигрываемых ролей.
Чтобы создать условную ситуацию и спровоцировать определенные высказывания, надо:
- представить себе подобную ситуацию в реальном общении;
- определить место и время данной ситуации;
- определить партнеров по общению и их характеры;
- определить цель общения;
- довести эту информацию до учащихся;
- с целью повышения мотивации и коммуникативности общения сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что включает в себя роль другого, т.е. создать «информационный пробел».
4. Функциональность
Выделяют различные речевые функции: передать инфо (сообщить, описать, охарактеризовать), запросить инфо, извиниться, пригласить кого-либо куда-либо, предложить кому-либо что-либо, (не) согласиться, похвалить, поругать, сравнить, противопоставить, выразить свою позицию по проблеме и др.
Говоря о функциональности урока, имеется в виду не только функциональность говорения и письма, как может показаться из приведенных выше примеров, но и функциональность чтения и аудирования.
В жизни тексты читаются с разной целью: узнать новое, получить тему для обсуждения, развлечься, уточнить детали, понять общий смысл, ответить на поставленный вопрос, высказать суждение о предмете статьи и т.д., а следовательно, и на уроке тексты не надо чрезмерно и неоправданно видоизменять, иначе можно утратить смысл всей деятельности.
Речь идет о том, чтобы учебные задания не теряли смысла. Можно ли представить себе ситуацию, когда после просмотра фильма все двери вдруг закрываются и люди начинают задавать друг другу вопросы с целью проверки понимания содержания? А на уроке?....
5. Новизна
- Новая ситуация (изменение места, времени, партнеров, их характеров и ролей, т.е. всего того, из чего она (ситуация) и состоит сама);
- Новая речевая задача (прочитав или прослушав один и тот же текст, можно пересказывать его содержание много раз, не потеряв интереса и новизны, если каждый раз мы это делаем с разной целью: можно пересказать события от лица различных участников или бесстрастного репортера, можно на время стать режиссером и объяснить актерам, как вы видите главных героев, их взаимоотношения и т.д.. Т.о. речевая задача может изменить и предмет обсуждения);
- Новый собеседник (новый собеседник способен изменить наше отношение к воспроизведению заученного наизусть диалога; опыт показывает, что обучение диалогу в целом идет намного эффективнее, если пары постоянно меняются и ученики не знают, кто будет их партнером в очередной раз);
- Новые формы общения (это прежде всего постоянное чередование и использование разнообразных форм общения:
- вопросно-ответные упражнения в режимах – учитель – класс, учитель – ученик, ученик – класс и т.д.
- перевод (последовательный, синхронный, письменный, художественный)
- беседы
- лекции
- диспуты
- защиты проектов
- ролевые игры
- общение посредством мыла и инета
- конференции и т.п.)
Основные черты урока иностранного языка:
1. Характер цели урока (четкая, понятная и конкретная);
2. Адекватность упражнений урока цели урока (цель определяет выбор упражнений);
3. Последовательность упражнений (упражнения д.б. расположены так, чтобы каждое предыдущее являлось опорой для последующего, урок планируется от простого – к сложному);
4. Атмосфера общения, речевая ценность урока (доброжелательные, доверительные отношения му учителем и учениками необходимы для создания атмосферы общения, формализм губит общение);
5. Воспитательный и образовательный потенциал урока (взаимодействие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, использование межпредметных связей и пересечение их в практической деятельности, а значит, и в сознании учащихся);
6. Комплексность урока (одновременное формирование и совершенствование практически всех языковых и речевых навыков по принципу интеграции и дифференциации);
7. Урок как звено в цепи уроков (понимание роли каждого урока в серии уроков по теме способно значительно оптимизировать весь процесс обучения, сделать его более целенаправленным и последовательным);
8. Позиция отдельных учеников на уроке (степень включения учеников в процесс обучения, учет индивидуальных особенностей учеников, лидерство в классе и способы моделирования поведения лидеров учителем, мотивирование в изучении ИЯ у различных учеников и т.д.).
ИСТОЧНИК
Комментариев нет:
Отправить комментарий