Использование короткометражного фильма на уроке по РКИ
***
Известно, что одним из наиболее эффективных источников активизации процесса преподавания русского языка как иностранного, а также совершенствования умений в различных видах речевой деятельности является использование аудиовизуальных средств, т. е. «учебных наглядных пособий, предназначенных для предъявления зрительной и слуховой информации» [стр. 22].
В частности, качество обучения повышается благодаря тому, что зрительные образы окружающей действительности, представленные в видеофильме, способствуют расширению объема усваиваемого учебного материала, а также снижению утомляемости. Кроме того, при использовании видеофильмов на занятиях по русскому языку как иностранному «развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что учащемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придаёт веры в свои силы, вызывает желание совершенствовать знания» [стр. 145].
* Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).— стр. 22.
* Весова Т. Н., Чистякова Е. В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного. — стр. 145–148.
Для организации урока с применением видеофильма преподаватель должен иметь чёткое представление об организации работы:
✔ заранее ознакомиться с содержанием фильма;
✔ определить, с какой целью следует его использовать и какие задачи при этом поставить;
✔продумать вопросы и задания на всех этапах.
Учащимся можно предложить разнообразные приёмы работы:
• ответы на вопросы по содержанию фильма,
• составление собственных вопросов,
• заполнение таблицы,
• письменный пересказ увиденного и т. д.
Особого внимания заслуживает проблема выбора видеоматериалов. Он зависит не только от уровня языковой подготовленности учеников, но и от целей просмотра .
*Курлова И. В. "Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ."
Предложим короткометражный фильм, ведь короткометражки вполне имеют право соперничать с полнометражными картинами по насыщенности сюжета и остроте сцен. Однако основное отличие в том, что всего в 5–20 минут авторам удаётся заострить внимание зрителя на главном, пробудить его эмоции и чувства. Кроме того, просмотр короткометражных фильмов не отнимает много времени, что, несомненно, является плюсом их использования на занятиях по языку, и в то же время заставляет зрителя задуматься, а это является источником для дискуссий.
Конспект к уроку.
Уровень - ს-VI-VII (B1)
Цель –
• развитие у учащихся навыков аудирования, чтения и говорения при использовании аутентичных материалов;
• формирование умения самостоятельно анализировать и дискутировать по заданной тематике;
• обработка и совершенствование навыков написания текста в виде рецензии и эссе;
• Повысить у учащихся интерес и внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.
На начальном этапе целесообразно предварительно познакомить учащихся с ознакомительным текстом по сюжету, используя адаптированный текст. Раздаётся подготовленный материал текста и фотографии с кадрами из фильма или же показываем презентацию к фильму :
«Знако́мства в интерне́те неча́сто приво́дят к продолжи́тельным отноше́ниям. Но быва́ет и так, что одно́й встре́чи доста́точно, что́бы обрести́ родно́го челове́ка на всю жизнь. Одна́ко в ситуа́ции Вади́ма и О́ли есть одна́ необы́чная дета́ль. И одна́ ли? Ва́шему внима́нию романти́ческая коме́дия Влади́мира Подгорецкого «Не мой», гла́вные ро́ли в кото́рой испо́лнили А́гния Кузнецо́ва и Ива́н Добронра́вов.»
Для урока был выбран короткометражный фильм «Не мой», снятый режиссёром Владимиром Подгорецким.
О фильме:
Год производства - 2017
Страна - Россия, США
Жанр - -короткометражка, драма, мелодрама
Режиссер - Владимир Подгорецкий
Сценарий - Владимир Подгорецкий
Продюсер - Владимир Подгорецкий, Олег Денисов
Оператор - Алексей Щепилов, Сергей Хохряков
Композитор - Владимир Подгорецкий
Монтаж - Владимир Подгорецкий
Премьера в Росcии - 1 ноября 2017
До начала просмотра задаём вопрос:
- О чём говорит это название? Предположите, о чём этот фильм.
Здесь надо учесть, что название фильма пишется раздельно «Не мой», т.е. «чужой» или «неподходящий», что может вызвать недопонимание, но уже на первых минутах просмотра учащиеся могут понять, что речь идёт о немом человеке. Главное, чтобы ребята поняли в чём суть такой игры слов. I. Демонстрируется видеоролик - ИСТОЧНИК
1) На второй минуте (2:06) останавливаем и задаём вопрос:
— Где происходит действие? (Действие происходит в кафе или ресторане).
— Кого мы видим? (Молодых людей сидящих за столиками).
— Что рисует художник? (Пару молодых людей, сидящих напротив).
— Отличается ли его рисунок от реальности? (Да. Парень и девушка сидят за одним столом, но оба уткнулись в мобильники. А на рисунке художника отражается его романтическое настроение, он изборажает их смотрящими друг на друга влюблёнными взглядами).
— Что мы можете сказать о молодом человеке? (Он хорошо рисует, но при этом молчит, он немой).
— Как можно охарактеризовать девушку? (Она весёлая, разговорчивая, не коплексует при первой встрече).
— Что вы можете сказать о паре? Знакомы ли они?(Они встретились впервые, т.к. связались по сайту знакомст).
— Как вы думаете, как поступит героиня? Она останется или решит уйти? (....)
Продолжаем просмотр фильма.
2) Вторая остановка 4:12 с последующими вопросами:
— Что произошло в отношениях пары? (Они решили продолжить знакомство, мило беседуют, а потом решают прогуляться по набережной).
— Как вы думаете как продолжится фильм? Какое развитие сюжета вы предлагаете? (.....)
Продолжаем просмотр фильма.
3) Третья остановка 11:41 с последующими вопросами:
— Как развивались отношения между молодыми людьми? (Они мило беседовали и переписывались между собой, гуляя по городу).
— Какую тему они подняли? (Задали вопрос друг другу о первой любви ).
— О чём рассказывала Оля, кого вспоминала? (Она рассказывала о своей первой любви, вспоминая подробности из детства).
— Чем был тем временем занят парень? (Он рисовал свою первую любовь).
— Какой ключевой вопрос задал Вадим? (Неужели она забыла свою первую любовь? При этом он показал свой рисунок с ошарашенной, взъерошенной птицей. Можно предположить, что он имеет в виду, что Оля забыла, её Чижик «умер» для неё ).
— Как вы думаете чем закончится фильм? (....)
II. Обсудить финал и идею картины.
— Как закончился фильм?
— Кого нарисовал Вадим на своём рисунке-ответе о первой любви?
— Почему произошла размолвка между героями фильма?
— Как вы думаете, что хотел сказать режиссёр и сценарист этого фильма?
— Какова главная идея фильма?
III. Параллельно ведётся работа по лексике:
Фифа (разг.) - Я прямо вот такая фифа. - ФИФА, -ы; ж. Пренебр. Пустая, легкомысленная девушка или молодая женщина, думающая только о развлечениях, нарядах. Болтливый- БОЛТЛИВЫЙ, -ая, -ое; -лив, -а, -о. Любящий много говорить. Немой - მუნჯი В смысле = как понимать Офигеть (разг.) - ОФИГЕТЬ, -ею, -еешь; св. Разг.-сниж. = Обалдеть. Куда ветер дует туда и я - не иметь твёрдых убеждений, действовать по обстоятельствам. Бывший – Бывший парень, бывший возлюбленный -ყოფილი შეყვარებული Нудный голос = монотонный голос, гнусавый голос, занудный голос, заунывный голос,
противный голос, скучный голос. Шепелявил - ჩლიფინებდა Чижик - ჭივჭავი (აქ მეტსახელია) Настойчивый - НАСТОЙЧИВЫЙ, -ая, -ое; -чив, -а, -о. Решительно, упорно добивающийся своей цели. Пропадает целыми днями - быть занятым где-то в течение какого-нибудь определённого времени. Мастерил = Изготовлял, делал что-либо ручным способом. Ощущение - შეგრძნება
IV. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать рецензию к фильму или эссе на одну из следующих тем:
— «Можно ли забыть первую любовь?»
— «Любовь, о которой мечтает каждый»
Примечание. Желательно напомнить учащимся структуру рецензии и эссе:
Рецензия:
• Заголовок должен содержать в себе название фильма. Кроме того, он призван заинтересовать читателя.
• Введение (2–3 предложения).
• Краткое содержание фильма. При описании сюжета не стоит раскрывать ключевые моменты, основные повороты в фильме и тем более рассказывать концовку. У читателя должно сложиться общее представление о фильме, и не должно пропасть желание его посмотреть.
• При анализе картины нужно оценить работу актёров, выявить слабые и сильные стороны сюжета; затронуть работу режиссёра. По возможности описать операторскую работу, декорации, костюмы, спецэффекты, музыкальное сопровождение.
• Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме должно быть более менее объективным и основываться на анализе, проделанном ранее.
• Завершить рецензию следует выводом. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм и для какой аудитории он больше подходит.
Эссе:
• Вступление. В нем должна присутствовать собственное отношение к выбранной теме и выделена в ней ключевая идея. Начинать эссе можно с ясного и чёткого определения личной позиции, т. е. высказать своё согласие или несогласие с утверждением автора афоризма, высказывания, или своё неоднозначное мнение. Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Важно определить его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность;
• Тезисы и аргументы . Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не перегрузить изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность;
• Заключение . Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий