8 июля 2025
Автор статьи: Никита Погодин
В школе на уроках часто бывает много теории и скучных знаний, которые хоть и понадобятся в будущем, но могут быть совсем не интересны ребёнку. Такую важную, но сложную информацию проще запоминать через разбор кейсов — задач, в которых нужно найти решение проблематичных ситуаций. Рассказываем подробнее про полезный формат и объясняем, как научить ребёнка применять его в школе.
Что такое кейс-стади?
Кейс 一 описание конкретной ситуации, в которой есть проблема и задачи.
Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.
Такая методика обучения берёт свои корни в юриспруденции, где студенты изучают тонну прецедентов (решение суда по определённому делу в прошлом, которое имеет правовую силу). Из юриспруденции такой метод обучения перешёл в бизнес, медицину и другие направления, где важно изучать практический опыт из прошлого.
Кейсы в некотором смысле похожи на классические задачи. При этом у кейсов есть важное отличие и преимущество. В задачах, как правило, есть единственно правильный ответ и путь решения.
У кейсов много альтернативных путей и решений.
Например, в задаче «Сколько будет два плюс два» есть единственное решение: четыре. В кейсе про решение конфликта между друзьями их намного больше.
Характеристика и специфика метода кейс-стади
Ключевая особенность метода кейс-стади заключается в том, что он позволяет глубоко изучить единичный случай в его естественном контексте.
Одна из важнейших характеристик кейс-стади — ориентация на практическое применение. Этот метод помогает не просто усвоить теоретические знания, но и развивать аналитические и критические навыки через разбор реальных или смоделированных ситуаций.
В отличие от традиционных методов обучения и исследования, кейс-стади не ограничивается сбором фактов.
Основное внимание уделяется поиску решений, обсуждению альтернатив и выработке оптимальных стратегий поведения.
Ещё одна особенность метода — многогранность анализа. Он может сочетать качественные и количественные данные, использовать интервью, наблюдения, документы и отчеты. Такая гибкость делает кейс-стади востребованным инструментом как в академической среде, так и в бизнесе, социологии и менеджменте.
Важным аспектом является и групповая работа. Дискуссии, коллективный поиск решений и обмен мнениями способствуют формированию коммуникативных и лидерских качеств участников.
Разновидности кейсов
Метод кейс-стади включает в себя несколько разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности и задачи. Выбор конкретного типа зависит от целей обучения и уровня подготовки учеников.
- Описательный кейс. В нём подробно представлена конкретная ситуация, без готового решения. Участникам предлагается проанализировать факты и предложить собственный вариант выхода из сложившихся обстоятельств.
- Проблемный кейс. В этом варианте акцент делается на наличии конфликта или сложной дилеммы. Важно не просто описать ситуацию, а выявить корень проблемы и обосновать выбор наилучшего решения среди нескольких альтернатив.
- Иллюстративный кейс, который используется для закрепления теоретических знаний. Он помогает на практике увидеть, как те или иные концепции работают в реальной жизни, и понять, какие последствия может иметь их применение.
- Исследовательский кейс. Такой формат предполагает самостоятельный сбор и анализ информации. Участники разрабатывают гипотезы, ищут подтверждающие или опровергающие данные и формируют выводы на основе проведённого исследования.
Использование кейс-стади в обучении
Важно сказать, что кейс-стади не является основой всего обучения, но может стать дополнением к лекционной части занятий. На занятиях классического формата, где преподаватель или родитель рассказывает теорию, ученики получают необходимую информацию, которую потом будут использовать в решении кейса.
Например, этот кейс можно использовать на уроках географии или обществознания, где проходят демографическую политику в разных странах. Приведём один из примеров кейса.
Встречаются два человека, которые не виделись два года.
— Привет! Я так рад тебя видеть. Тебя просто не узнать. У тебя новый «Мерседес», а два года назад был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.
— А у тебя всё старенький «Пежо».
— Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!
— Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей, и ждём пятого.
После того как ребёнок прочитал этот диалог, задайте ему несколько вопросов:
- В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?
- Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображённая в этой ситуации?
Чтобы подобрать подходящие кейсы для учёбы ребёнка, важно присмотреться к следующим
характеристикам: - Кейс должен соответствовать навыкам, возрасту и знаниям ребёнка.
- Ребёнку должно быть понятно, зачем ему нужен этот кейс — будь то какая-то проблема в мире или в его личной жизни.
- В кейсе используются достоверные факты.
- У описываемой ситуации должен быть проблемный характер — идеально, если у этой проблемы несколько решений.
- Кейс должен быть увлекательным и интересным: у истории должна быть эмоциональная окраска, композиция и потенциальный вывод, к которому могут прийти студенты.
Например, учительница предложила рассказать младшеклассникам про правила поведения в лесу и заботу о животных через обсуждения отрывка из журнала «Юный натуралист». В нём сын егеря увидел лосиху с лосятами в лесу и спугнул их. Один из лосят последовал за мамой, а второй спал и, проснувшись, увязался с мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Главная задача этого кейса — понять, как можно было бы поступить в этой ситуации и почему мальчик столкнулся с неприятными последствиями. Это хороший кейс, потому что в нём есть проблематика — мальчик мог поступить по-разному; есть эмоциональная окраска — для детей такого возраста очень важны детско-родительские отношения; он соответствует эмоциональным и интеллектуальным навыкам ребёнка в начальной школе.
Однако в кейсах содержится много важных навыков, которые можно тренировать по отдельности. Они помогут и в практических задачах, и в других жизненных ситуациях, где нужно принимать решения. В процессе изучения темы соединяются теоретические знания, личные качества, навыки коммуникации, логики и концентрации (на решение кейсов всегда есть ограничение по времени). А также развиваются:
Комментариев нет:
Отправить комментарий