Сегодня интерактивные методы обучения продолжают развиваться с большой скоростью, используя новейшие технологии преподавания. Понимание аспектов развития современного образования помогает спрогнозировать изменения, ожидающие наш мир.
Что такое интерактивные методы обучения
Интерактивный метод обучения — это специальная методика организации образовательного процесса, которая направлена на решение конкретных задач. Она подразумевает способ познания, сформированный в формате активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Слушатели совместно решают проблемы, моделируют ситуации из жизни, оценивают действия друг друга и собственные решения — все это повышает эффективность самого процесса обучения.
Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий, благодаря которым учащиеся чувствуют свою успешность, осознают свои интеллектуальные способности и могут самостоятельно влиять на продуктивность обучения.
Совместная деятельность между учащимися и педагогом обычно проходит в виде диалога или беседы, предполагающих активное доминирование студентов. При этом меняется роль педагога, который перестает быть центральной фигурой в обучении. На интерактивных занятиях педагог выступает в качестве модератора и отвечает за организацию процесса, готовит задания, составляет вопросы и темы обсуждения, консультирует учащихся, следит за временем и контролирует порядок выполнения обговоренного плана.
Обычно план занятия включает в себя интерактивные упражнения и задачи, во время решения которых, обучающиеся проходят учебный материал.
Специфика интерактивных способов обучения
Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе решает проблему мотивации учащихся, оказывая помощь в усвоении учебной программы. Задачей педагога становится создание дискуссионной площадки, в рамках которой обучающиеся общаются друг с другом, обращаются к своему и чужому социальному опыту, обсуждают заготовленные педагогом вопросы и темы, вместе стараются решать задачи и преодолевать конфликты.
Задачами интерактивного метода обучения являются:
- пробуждение интереса у учащихся и стимулирование мотивации;
- глубокое и эффективное усвоение учебной программы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие навыков командной работы;
- формирование у учащихся собственной точки зрения;
- создание базы для работы по решению проблем и после окончания обучения;
- развитие профессиональных и личностных навыков.
Интерактивное занятие разительно отличается от традиционного обучения, которое направлено прежде всего на познавательную деятельность. Специфика интерактивного метода отражена в следующих критериях:
- занятие — не лекция, а общая работа;
- все участники равны независимо от возраста, опыта и социального статуса;
- не допускается прямая критика личности;
- призыв к действию подается в качестве рекомендации, а не требования;
- сказанное на занятии подается как информация к размышлению.
Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности и личностных качеств. Они основаны на свободе самовыражения и принципах демократичности.
Классификация
При применении интерактивных форм обучения у преподавателя появляется возможность сочетать несколько методов, которые помогут наиболее успешному изучению конкретной темы. Обычно выделяют следующие методы и приемы:
- Мозговой штурм — это средство коллективного поиска идей, представленный потоком вопросов и свободного выражения своей точки зрения по решению озвученной проблемы. В процессе обсуждения раскрывается творческий потенциал обучающихся, которые вносят вклад в общее дело.
- Круглый стол (лекция-дискуссия, дебаты) — интерактивная форма познавательной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и обосновывать свои предположения. В процессе обсуждения, учащиеся лучше усваивают учебную программу и получают навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.
- Кейс-стадии или разбор конкретных ситуаций — это метод, предполагающий изучение, анализ и принятие решений по заранее заготовленным ситуациям по обозначенной проблеме. В ходе групповой работы, обучающиеся получают навыки анализа и развивают способность мыслить критически.
- Метод проектов предполагает практическое освоение учебного материала. Работа над проектами проводится учащимся самостоятельно под руководством педагога, а затем выносится на открытое обсуждение.
- Деловые и ролевые игры основаны на имитации профессиональной деятельности и моделировании ситуаций, которые могут произойти с обучающимися. В ходе игры приобретаются навыки самостоятельного принятия ответственных решений.
- Занятия с ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) — использование онлайн ресурсов, аудио- и видеоматериалов для наглядной демонстрации заданной темы, использование программного обеспечения образовательного назначения.
Интерактивное обучение в школе
Интерактивное обучение способствует активному вовлечению школьников, повышает интерес к знаниям, развивает самостоятельность и позволяет создавать ситуации успеха на уроке. Занятия в интерактивном формате начинались с обычных иллюстрированных пособий, карт, моделей и т. д. В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать в обучении разное оборудование:
- компьютеры;
- интерактивные доски;
- проекторы;
- планшеты;
- компьютерные тренажеры и т. д.
Выбор интерактивного метода на уроке зависит от его соответствия теме занятия, его целям и задачам, а также возрастным и другим особенностям обучающейся группы.
Начальная школа
Начальная школа — это основа образования, от которой зависит развитие способностей ребенка и его дальнейшее обучение. Поэтому в обязанность педагога входит не только обучение детей чтению и письму, но и формирование их личностных качеств и навыков самостоятельной работы с ученым материалом. Эти задачи достигаются через использование методов интерактивного обучения, которые погружают педагога и учеников в общение, сохраняя при этом конечную цель и сущность образовательного процесса.
Интерактивное обучение в начальной школе одновременно решает несколько задач:
- развивает навыки коммуникации, помогает установлению положительного взаимодействия между учениками;
- решает информационную задачу, обеспечивая учебным материалом, который помогает организовывать совместную работу;
- воспитывает в школьниках навыки командной работы, способность прислушиваться к другому мнению;
- вырабатывает критическое отношение ученика к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним;
- развивает самостоятельное мышление и готовность к приобретению знаний.
Особенностью учеников начальной школы является слабость произвольного внимания, поэтому им необходима устойчивая мотивация в учебе и саморазвитии. Существует 4 типа мотивации:
- Эмоциональные: похвала, моделирование успеха, положительное оценивание, поощрение и т. д.
- Познавательные: творческие задания, моделирование проблемных ситуаций из жизненного опыта, побуждение к самостоятельному поиску решений и т. д.
- Волевые: формирование ответственного отношения, осуществление рефлексии, прогнозирование будущей деятельности и т. д.
- Социальные: развитие навыков групповой работы, умение придавать большое значение мнению каждого ученика, создание ситуации взаимопомощи и сопереживания и т. д.
Наиболее подходящими методами обучения в начальных классах являются игровые. В формате игры легче донести до ребенка необходимую информацию. Занятие можно устроить таким образом, чтобы дети обучали друг друга, благодаря этому они научатся взаимодействию и лучше запомнят материал.
Среднее звено
На уроках в среднем звене интерактивные методы обычно занимают от 40 до 60% занятия. Чаще всего на уроках используются такие формы обучения, как мозговой штурм, деловые и ролевые игры, проектная деятельность, дискуссии и другие виды коллективного обучения.
В средней школе использование интерактивного метода направлено на:
- развитие мышления и интеллекта;
- взаимодействие с социумом;
- развитие навыков самостоятельной работы с информацией;
- способность высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Цель обучения состоит в том, чтобы школьники не просто прослушали учебный материал, но и поняли его. Для этого педагогу важно постоянно соотносить тему урока с реальной жизнью, приводить примеры из своего опыта и привлекать учеников к обсуждению.
Инновационные интерактивные формы обучения
Инновации в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.
Сегодня система образования предлагает множество инновационных подходов интерактивного обучения, среди которых можно отметить следующие:
- Виртуальная экскурсия — это возможность ознакомиться на занятии с объектами, которые расположены за пределами кабинета или даже страны, не покидая аудитории. Это эффективный презентационный инструмент, позволяющий наглядно продемонстрировать любое место, о котором рассказывает преподаватель.
- Видеоконференция позволяет проводить семинары и конференции, независимо от того, где находятся участники. Такой формат предполагает интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, позволяет выступать с докладами учащимся из разных стран, способствуя обмену опытом.
- Метод Портфолио имеет долгосрочный формат, так как результат обычно формируется к концу обучения. Учащиеся самостоятельно фиксируют свои успехи, создавая своеобразную учебную копилку. С развитием ИКТ эта копилка может быть перенесена на сайт учебного заведения или в социальные сети.
- Вебинар — это «виртуальная» лекция, на которой могут присутствовать слушатели со всего мира. Все участники могут активно общаться и задавать вопросы лектору.
- Видео-лекция — сокращенный вариант лекции, снятый и смонтированный для дальнейшего пользования. Обычно ее дополняют таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями.
Использование интерактивных методов обучения — это одна из самых интересных и развивающихся отраслей современного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий