суббота, 1 октября 2016 г.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра





История Лавры прочно связана с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский еще в молодости принял решение о монашестве и вместе со своим братом выбрали место в густом лесу рядом с источником воды и построили келью и малую церковь во имя Святой Троицы.

На ее месте впоследствии будет построен Троицкий собор. Было это где-то в 1337 году, Сергию было двадцать с небольшим лет. Брат долго не выдержал такого сурового монашества и ушел в Московский богоявленский монастырь. А Сергий остался жить один. Конечно это была нелегкая жизнь, и надо обладать большой силой духа и огромной верой, чтобы продолжать такое начинание. Постепенно слухи об отшельнике распространялись по земле и к Сергию стали приходить иноки и просить остаться рядом с ним, так появился монастырь. Сергий Радонежский был строг со своими братиями, запрещая им ходить по поселениям и просить милостыню, говоря им, что все должно добываться через труд и показывая это своим примером.

Вокруг монастыря постепенно стали селиться земледельцы, стало формироваться поселение.

Поглядеть и пообщаться с преподобным уже стали приезжать издалека. Одним из частых посетителей был князь Дмитрий Донской — московский князь, ратовавший за объединение княжеств вокруг московского княжества. Посредничество преподобного Сергия порой спасало княжества от междоусобных войн и способствовало объединению Руси.

К Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевый монастырь (статус Лавры был получен позднее) Дмитрий Донской приезжал за благословением перед Куликовской битвой. Сергий благословил его и предсказал победу русским войскам. Позже в помощь Дмитрию Сергий Радонежский выслал двух своих иноков Александра Пересвета, который победил в поединке с Челубеем перед битвой, и Андрея Осабля. Заступничество преподобного Сергия Радонежского жители монастыря чувствовали и после его смерти. Перед татарским Едитеевым нашествием в 1408 году преемник Сергия Никон был предупрежден во сне преподобным и успел увести монахов, хотя монастырь был полностью сожжен. И только заступничеством Сергия объясняют тот факт, что поляки не смогли взять монастырь в течении 16 месяцев в начале семнадцатого века. Защищал лавру Сергий и в период отечественной войны 1812 года.

В свое время Лавра дважды давала защиту Петру Первому: в первый раз в 1682 году здесь укрывалась от стрельцов царевна Софья с братьями Петром и Иваном от бунта стрельцов, а через семь лет уже укрывался Петр от заговорщиков, во главе которых встала та же Софья.

Титул Лавры монастырю был присвоен в 1742 году. Этот титул имеют лишь несколько мужских монастырей (в переводе с греческого означает многолюдный монастырь). В России есть две лавры: Троицко-Сергеева в Сергиевом Посаде и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. На Украине титул лавры имеют три монастыря: Киевско-Печерская лавра в Киеве, Почаево-Успенская лавра, Успенская Святогорская лавра. Коснулся монастыря и богоборческий период начала двадцатого века, когда Лавру закрыли, монахов выселили в Гефсиманский скит, и вскрыли мощи Сергия Радонежского (к счастью, мощи были сохранены в монастыре). Но уже после Великой Отечественной войны Лавра стала первым монастырем, заработавшим снова в нашей стране.

Фотографии в альбоме «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», автор anderson2706 на Яндекс.Фотках

Троице-Сергиева Лавра
Часовня преподобного Сергия Радонежского. Восьмигранная часовня в стиле барокко. Сооружена в 1770-х на месте,куда в 1709г. во время пожара была вынесена из Лавры рака с мощами прп.Сергия.
Бронзовый памятник стал у самых врат основанной преподобным Троице-Сергиевой лавры. Авва Сергий изображен здесь в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом, а в левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития.
"Преподобный Сергий словно бы выходит из лавры в мир, благословляя и напутствуя всех нас на жизнь в мире, согласии и любви", - отметил Патриарх Алексий. Преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву князя Димитрия Донского, послав ему в помощь двух своих монахов - Пересвета и Ослябю, а во время междоусобиц он молился о единстве земли русской, о том, чтобы была преодолена "рознь мира сего".


Памятник создан совместными усилиями Русской Православной Церкви, руководства Сергиево-Посадского района и правительства Московской области. Автор монумента - Валентин Чухаркин
памятник прп. Сергию Радонежскому. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 046.JPG


Колокольню начал строить по проекту придворного архитектора И.Я. Шумахера московский архитектор И.Ф. Мичурин: здание должно было быть трёхъярусным с вытянутой по вертикали главой. Мичурин изменил первоначальное расположение колокольни на генеральном плане и внёс поправки в объём здания. В 1753 г. принявшийся за достройку колокольни Д.В. Ухтомский переработал проект, добавив 2 яруса (итого 5 ярусов) и предложив иную форму главы. Столпообразное сооружение относится к типу ярусных колоколен и имеет центрическую, развитую по вертикали композицию. Высота с крестом 88 м, каждый ярус представляет собой квадратный в плане объём. Все яруса, кроме нижнего, прорезаны широкими арками и являются «звонами» - ярусами, предназначенными для размещения колоколов. Нижний ярус – мощный рустованный четверик. Колокольня оформлена ордерной декорацией в духе барокко, оштукатурена, богато украшена деталями из белого камня. Над третьим ярусом расположены башенные часы с курантами. Главка выполнена в форме золотой раковины с крестом на «яблоке». Внутреннее убранство соответствует экстерьеру. Колокольня является высотной градостроительной доминантой как монастыря, так и города в целом.

Святые врата. Успенские ворота.

Трапезная с храмом преподобого Сергия Радонежского.XVIIв.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. В Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия (начало в 6 час. 30 мин., кроме будних дней Великого поста), молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами (с 5 час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.), а также другие богослужения. В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Нынешний вид храм приобрел после перестройки 1623 г. Первоначальная роспись храма (1635) и первоначальный иконостас до нас не дошли. В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX в. в стиле русской резьбы XVII в. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца, монахини Иулиании (Соколовой; 1899–1981). Внутри церкви, в северо-западном ее углу, в раке, выполненной из дерева и украшенной тонкой резьбой, покоятся святые мощи преподобного Никона Радонежского.
В настоящее время богослужение в церкви совершается в день памяти преподобного Никона – 17/30 ноября.
Троицкий собор и Никоновская церковь. Свято-Троицкая Сергиева
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.

Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг — чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преподобного Сергия. В 1547 г. на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена Пятницкая церковь.

После польско-литовской осады 1608–1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, «уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны». В 1611 г. «поделали и освятили» Пятницкую церковь.

В описи 1641 г. значится: «у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц...».

Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен. Церковь с Великого поста 1679 г. стала приходским храмом Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь.

В 1928 г. церковь Параскевы Пятницы на Подоле закрыли.
1 июня 1929 г. городские власти сдали церковь Правлению кооперативного общества «Смычка» под склад. В период деятельности общества здание церкви пришло в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х годах, когда церковь была передана Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы. В результате оказалось, что Пятницкая церковь принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей. В 1991 г. Загорский музей передал церковь Лавре.

Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад. Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня — это восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.

Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.

Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь — это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.
храм Параскевы Пятницы на Подоле Свято-Троицкая Сергиева Лавра 005.JPG
Один из известных православных храмов города - Петропавловская церковь. Ее также часто называются церковью обновления храма Воскресения Христова, церковью Воскресения Словущего или просто Воскресенской. Храм Петра и Павла Сергиев Посад расположил в исторической части города (бывшей Каличьей слободе). Здание датируется 1818 годом.

Решение отстроить в Сергиевом Посаде церковь Петра и Павла из камня было принято еще около двух столетий назад. Но вообще деревянные церкви Петра и Павла, а также Воскресения Христова существовали в этих местах еще с 1654 года. По преданию, их возвели в память о трагической осаде монастыря 1608-1610 гг., когда погибло много христиан.

Кирпичное здание выросло к концу 1810-х, а освящено было к 1820 году. 80 лет спустя храм несколько изменил свой облик: тогда пристроили крытую западную паперть, а фасад здания был покрыт цементной штукатуркой.

С приходом советской власти использовать помещение для богослужений стало весьма проблематичным. А к концу 1930-х годов оно было вообще закрыто. Оставленный без надзора властей Сергиева Посада храм Петра и Павла постепенно разрушался, а вдобавок где-то через 20 лет на нем была сломана колокольня.

Изменение господствующей идеологии повлекло за собой смену статуса здания. К середине 1990-х годов его открыли, а теперь это вновь посещаемый, любимый жителями Сергиева Посада храм. К сожалению, пока церковь Петра и Павла Сергиева Посада восстановлена не до конца. Здание отличает несколько противоречивая архитектура. Внешняя обработка очень сдержанная, преобладает поздний классицизм. И в то же время, храм Петра и Павла Сергиева Посада имеет черты барокко в своем убранстве, венчающих частях
церковь Воскресения Словущего Свято-Троицкая Сергиева Лавра 002.JPG
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.

Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского († 1877)
Духовская церковь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 016.JPG
Колокольня.(XVIII в.)

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.
церковь в честь Рождества  святого Иоанна Предтечи. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 007.JPG

надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 037.JPG
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.

Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.

Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы. Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского.

Богослужения в церкви Смоленской иконы Божией Матери совершаются в ее престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни (начало в 8 час. 20 мин.). В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее
церковь Смоленской иконы Божией Матери. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 024.JPG
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).
Духовская церковь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра


В архитектурном ансамбле Лавры надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи над главным входом в Троице-Сергиеву Лавру играет особую роль: первым встречает и последним провожает всех посетителей Лавры. Храм был заложен на месте обветшавшей надвратной Сергиевской церкви начала XVI в. в 1693 г. по благословению Патриарха Андриана. Патриаршая благословенная грамота повелевала на новой церкви верх строить «против прочих церквей, а не шатровый, и алтарь круглый тройной». Освящение храма во имя святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна Алексеевича, совершилось в 1699 г.

Надвратная церковь Лавры – двухъярусное сооружение высотой до верхней части свода более 22 метров. Нижний ярус прорезан воротной аркой; лестница в толще северного пилона выводит на верхнюю площадку-гульбище, первоначально открытую, служащую основанием стройного двусветного трехапсидного пятиглавого храма. В северо-восточном углу площадки сохранилась древнейшая в Лавре изразцовая печь XVII в. Фасады надвратной церкви по образцу с расположенной неподалеку трапезной (1692) украшены декоративным белокаменным ордером и росписью стен «в стиле шахмат». В интерьере церковь первоначально не имела настенных росписей; украшением служил пятиярусный золоченый иконостас с писанными «на красках» и «на золоте» иконами.

В мае 1746 г. надвратная церковь более других лаврских храмов пострадала от «великого пожара»: сгорели кровля и купола, иконостас и вся церковная утварь, пострадала роспись фасадов. В 1753 – 1760 гг. церковь была возобновлена: украшена внутри и снаружи живописным писанием с позолотой, получила новый золоченый иконостас с живописными иконами работы лаврских мастеров, луковичные купола заменили новыми с гранеными очертаниями. В 1763 г. обновленная надвратная церковь была освящена.

В XIX в. клеевую настенную живопись в интерьере храма заменили масляной с преобладанием сюжетов из жития св. Иоанна Предтечи, фасады окрасили в красно-кирпичный цвет с дополнительным выделением белокаменного декора побелкой. В 1872 г. в церкви был установлен новый иконостас, утраченный после закрытия Лавры в 1919 г. После возобновления монашеского общежития в 1946 г. в церкви был установлен новый золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.

Значительный объем реставрационных работ по надвратному храму проводился в 1974 – 1978 гг. При этом были восстановлены четыре боковые главы, разобранные еще в 1806 г., обновлены иконостас и настенная живопись в интерьере, живопись в арке ворот с изображениями сцен из жития преподобного Сергия.

В 2006 – 2010 гг. надвратная церковь вновь стала объектом усилий реставраторов. Работы начались с историко-архивных и натурных изысканий, с расчистки фасадов храма от более поздних покрасок и с исследования системы раскраски по типу бриллиантового руста стен и растительного орнамента белокаменных элементов колонн и пилястр. Полученные результаты позволили провести предварительные работы по восстановлению первоначальной системы покраски фасадов и приступить к восстановлению повреждений белокаменного декора.

В 2008 г. были отремонтированы каркасы и покрытия глав церкви, возобновлена позолота глав и крестов. В 2009 – 2010 гг. продолжились ремонтно-реставрационные работы по фасадам церкви, восстановлена их первоначальная полихромная раскраска в бриллиантовый руст (“шахмат”), возобновлена роспись колонн в виде виноградной лозы и полихромная раскраска профилированных карнизов и других деталей церкви.
Предтечинский храм. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 036.JPG
Успенский собор (1559-1585 гг.) В архитектурной истории Троице-Сергиева монастыря XVI столетие явилось важным этапом его развития. Летописи отмечают, что в 1557 году во время строительства каменных стен «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду. В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий. По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, ставшего символом государственной власти. Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами. На них опираются полукружия закомар. Узкие высокие окна, расположенные двумя рядами, подчеркивают внушительную толщину стен. Между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс. Позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.

Интерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и опорных столбах. Собор был расписан спустя 99 лет после постройки 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность. Иконостас пятиярусный, деревянный, резной, золоченый. В иконостасе — 76 икон XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены царским изографом (художником) Симоном Ушаковым. За иконостасом со стороны алтаря устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века. Они выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля и являются вкладом в монастырь царского стольника Янова.Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав была заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. Эти изменения негативно отразились на конструкции здания. На сегодняшний день – это одно из самых проблемных сооружений ансамбля, требующее регулярного наблюдения и проведения необходимых работ по укреплению этого редкого памятника.
Успенский собор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 030.JPG
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря. Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.
церковь Рождества Иоанна Предтечи. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 039.JPG
Святые ворота – главный вход в монастырь – расположены в восточной его стене.

Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 14 м, размер в плане – 155х12 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц.

Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Святые ворота. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 040.JPG
Усыпальница Годуновых в виде небольшой палатки была установлена в 1782г. над гробницами царя Бориса Годунова,его супруги, царицы Марии, и сына царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1602г.. а также дочери Ксении, в иночестве Ольги умершей в 1623г.

Часовня над источником сооружена вблизи Успенского собора в конце XVII века. Кирпичное сооружение ярусной конструкции представляет характерный образец московского барокко. Наличники и колонны четверика и трех восьмериков щедро украшены орнаментальной резьбой и полихромной росписью. Внутреннее пространство свободно от горизонтальных перегородок, что придает ему большую динамичность. В интерьере - иконы и настенная масляная роспись XIX в.
Надкладезная часовня. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 027.JPG
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора.

Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря. В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 023.JPG
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по диагонали 18 м. В стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Своим ажурным четырехъярусным завершением – с высоким шпилем, увенчанным каменной «утицей», богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря
Уточья башня. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 048.JPG
Михеевский храм.Он сооружен в 1734г. над местом где когда-то была келья ученика Сергия-преподобного Михея.

Патриаршии (Митрополичьи)покои. XVIIIв.

Святые ворота – главный вход в монастырь – расположены в восточной его стене.

Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 14 м, размер в плане – 155х12 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц.

Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Святые ворота
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора.

Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря. В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
храм Зосимы и Савватия Соловецких

Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.

Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.

Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы.

Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского. Богослужения в церкви Смоленской иконы Божией Матери совершаются в ее престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни (начало в 8 час. 20 мин.). В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее.
церковь Смоленской иконы Божией Матери

храм Рождества Иоанна Предтечи
Введенская церковь

Построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, которого Курбский называл «искусным в книжном разуме». Первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на подклете, с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Имела архитектурно много общего с Духовской церковью Лавры.

К концу XVI в. из-за строительных просчетов под тяжестью храма лопнула кладка фундамента, само здание искривилось. Кроме того, Введенская церковь сильно пострадала во время польско-литовской осады 1608–10 гг. В 1621 г. церковь реконструирована и вновь освящена. В 1679 г., уже после упразднения Подольного монастыря, Введенская церковь обращена в приходскую.

В 1740 г. она капитально перестроена под началом Гавриила Федорова: были разобраны два из четырех столбов, растесаны окна, сделан новый свод с декоративной главой. Благодаря этой реконструкции окончательно минула угроза обрушения храма. В 1896 г. передана Лавре, а Введенский приход расформирован (прихожан приписали к Вознесенской церкви).

В 1919 г. возобновлена как приходская, в 1928 г. закрыта. В церкви устроили склад, со временем она обветшала. В 1960 г. начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь передана Лавре, сейчас ведутся службы.
храм Рождества Иоанна Предтечи
Каличья башня. Плотничья башня.
Троице-Сергиева Лавра
храм Параскевы Пятницы
храм Параскевы Пятницы
Введенская церковь

Построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, которого Курбский называл «искусным в книжном разуме». Первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на подклете, с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Имела архитектурно много общего с Духовской церковью Лавры. К концу XVI в. из-за строительных просчетов под тяжестью храма лопнула кладка фундамента, само здание искривилось. Кроме того, Введенская церковь сильно пострадала во время польско-литовской осады 1608–10 гг. В 1621 г. церковь реконструирована и вновь освящена. В 1679 г., уже после упразднения Подольного монастыря, Введенская церковь обращена в приходскую.

В 1740 г. она капитально перестроена под началом Гавриила Федорова: были разобраны два из четырех столбов, растесаны окна, сделан новый свод с декоративной главой. Благодаря этой реконструкции окончательно минула угроза обрушения храма.

В 1896 г. передана Лавре, а Введенский приход расформирован (прихожан приписали к Вознесенской церкви).

В 1919 г. возобновлена как приходская, в 1928 г. закрыта. В церкви устроили склад, со временем она обветшала.

В 1960 г. начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь передана Лавре, сейчас ведутся службы.
Введенская церковь
Духовская церковь

Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый — «всполошной» — колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.

В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека (†1556), а у южной стены — преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.)
Духовская церковь
Успенский собор
Успенский собор
Михеевская церковь
Михеевская церковь
Надкладезная часовня
Надкладезная часовня
Каличья башня
Каличья башня
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Надкладезная часовня

Часовня над источником сооружена вблизи Успенского собора в конце XVII века. Кирпичное сооружение ярусной конструкции представляет характерный образец московского барокко. Наличники и колонны четверика и трех восьмериков щедро украшены орнаментальной резьбой и полихромной росписью. Внутреннее пространство свободно от горизонтальных перегородок, что придает ему большую динамичность. В интерьере - иконы и настенная масляная роспись XIX в.
Надкладезная часовня
Церковь Сошествия Святого Духа

Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый — «всполошной» — колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
церковь Сошествия Святого Духа
Успенский собор (1559-1585 гг.)

В архитектурной истории Троице-Сергиева монастыря XVI столетие явилось важным этапом его развития. Летописи отмечают, что в 1557 году во время строительства каменных стен «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду. В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий. По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, ставшего символом государственной власти. Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами. На них опираются полукружия закомар. Узкие высокие окна, расположенные двумя рядами, подчеркивают внушительную толщину стен. Между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс. Позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.

Интерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и опорных столбах. Собор был расписан спустя 99 лет после постройки 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность. Иконостас пятиярусный, деревянный, резной, золоченый. В иконостасе — 76 икон XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены царским изографом (художником) Симоном Ушаковым. За иконостасом со стороны алтаря устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века. Они выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля и являются вкладом в монастырь царского стольника Янова.Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав была заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. Эти изменения негативно отразились на конструкции здания. На сегодняшний день – это одно из самых проблемных сооружений ансамбля, требующее регулярного наблюдения и проведения необходимых работ по укреплению этого редкого памятника.
Успенский собор

Троице-Сергиева Лавра
Часовня преподобного Сергия Радонежского
Часовня преподобного Сергия Радонежского
Пятницкая церковь
Пятницкая церковь
Святые ворота
Святые ворота
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле
ИСТОЧНИК

Рамочки от Ларки

Комментариев нет:

Отправить комментарий