понедельник, 11 июля 2016 г.

7 июля - Иванов день,Иван Купала

разделители
7 июля - Иванов день,Иван Купала

Иванов день богат традициями, ритуалами и обрядами. Несмотря на специфичность некоторых обычаев, многие традиции добрались и до наших дней. В этот день особое внимание уделялось природе. Символом праздника было Солнце. Как утверждали крестьяне, в этот день активность Солнца достигала своего максимума, после чего дело медленно шло к зиме.

С самого раннего утра дня Ивана Купала весь народ из поселений можно было встретить на речках и озерах. Считалось, что купание в воде в этот праздник очищает как тело, так душу. Те же, у кого по близости водоемов не было, отправлялись в баню.

Однако далеко не все спешили в этот день окунуться в водоеме – некоторые люди считали, что в день Ивана Купала реки, озера и ставки наполняются нечистью, которая может их погубить.

В этот день даже огонь наполнялся волшебными свойствами, посему, целые села разжигали костры и молодые люди прыгали через пылающий огонь вблизи водоемов. Считалось, что если перепрыгнуть через костер в день Ивана Купала – весь год будут преследовать везенье и счастье. Эта традиция и поныне сохранилась в некоторых деревнях.


Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, приходящимся в Православных церквях на 24 июня (7 июля). В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня к празднику сохранялся до начала XX века.


По мнению В. К. Соколовой, среди восточных славян в наиболее «архаичной» форме праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX веке они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (Троицу, Петров день). Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе. В этот день «опахивались сельские дороги, чтобы „сваты скорее приезжали“, или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался».


В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы прекращали петь веснянки. У восточных и западных славян существовал запрет есть вишню до этого дня. У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

Известен обычай публичного осуждения и осмеяния на Иван Купала (также в Юрьев день и на Троицу). Критике и осуждению подвергаются обычно жители своего или соседнего села, нарушавшие в течение прошедшего года общественные и нравственные нормы. Это общественное осуждение звучит в украинских и белорусских песнях, содержащих мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл. Осуждение и насмешки высказываются публично и служат регулятором общественных отношений.


У русских существовало представление, что в ночь на Иван Купала появляются «ивановские червячки» — светлячки.Известны украинские и малопольские поверья, отождествляющие светлячков с душами людей. Эти представления сближают светлячка с бабочкой, которая у болгар называется также, как и светлячок: «вещица» — ночная бабочка, светлячок, определяющие их как ведьму.

По представлениям гуцулов после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии. «И тогда между тёмным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю. И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника», после чего, как говорят «громы становятся не бойными».
Источники -
7 июля - Иванов день,Иван Купала
7 июля - Иванов день,Иван Купала
7 июля - Иванов день,Иван Купала
7 июля - Иванов день,Иван Купала

разделители

Комментариев нет:

Отправить комментарий