воскресенье, 31 июля 2016 г.

Константиново - родное село С.Есенина.



Дом Есенина.




Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сергей Есенин.



Дом священника И.Я.Смирнова.


3 октября 2010 года в музее-заповеднике был восстановлен дом священника Иоанна Смирнова, поскольку этот человек сыграл значительную роль в судьбе юного Сергея Есенина. Именно этот уважаемый односельчанами пастырь венчал родителей поэта, крестил самого Есенина, которому дал имя в честь преподобного Сергия Радонежского, преподавал Закон Божий в земской школе.

В начале ХХ века дом отца Иоанна был культурным центром Константинова. У него собиралось окрестное духовенство, сельская интеллигенция, учащаяся молодёжь, часто бывал там и Сергей Есенин.



Река Ока.


Часовня-столб на берегу Оки в Константиново.



На берегу Оки недалеко от церкви иконы Казанской Божией Матери стоит маленькая часовенка. По легенде возле нее любил сидеть Сергей Есенин. Восстановлена в 1970-х годах

Часовня Сошествия Святого Духа в Константинове



Часовня находится в селе Константиново рядом с домом-музеем Сергея Есенина. Часовню воссоздали по архивным чертежам в 2002 году на месте ранее стоявшей часовни, разрушенной в советское время.

Памятник С. Есенину.





Земская школа (сельская гимназия)в селе Константиново.



Константиновская земская школа, в которой в 1904—1909 гг. учился С. Есенин.



Именно в этой сельской гимназии Есенин провел свои школьные годы, здесь были написаны первые стихи, здесь он встретил свою первую школьную любовь " Мне нравилась девушка в белом, а теперь я люблю в голубом"...

Храм Казанской иконы Божией Матери



Старинный белоснежный храм Казанской иконы Божией Матери, украшенный золотыми куполами, расположен на высоком правом берегу реки Оки на родине Есенина. В этом храме венчались родители Сергея Есенина и был крещен будущий поэт. Церковь является украшением села и памятником архитектуры 18 века.



На высоком правом берегу р. Оки вниз по течению, в 50 км. от г.Рязани в с.Константиново Рыбновского района расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери. Впервые о ней упоминается в «Окладной книге» 1676г., где «в приходе оной церкви значится 79 дворов да двор боярский, в причте 2 попа, земли церковной 10 четвертей и сенных покосов на 50 копен». Каких-либо сведений о внешнем виде Храма в тот период не содержится. Можно предположить, что Церковь представляла из себя небольшую деревянную постройку.

Упоминаемая в XVII столетии деревянная церковь, по благословенной грамоте, данной 1 мая 1774г., была исправлена, причем кровля в алтаре и трапезе возобновлена, а главы перестроены.Среди вотчиков середины XVII в., культивировавших новомодные формы в храмовом строительстве историками особо отмечается фамилия Голицыных.

В истории архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. существует определенное направление «голицинское барокко». Наиболее ярким представителем рассматриваемого художественного стиля можно назвать Знаменскую церковь, которая была построена в селе Дубровицы (усадьбе Голицыных).

Как известно в царствование Петра I действовал Указ 1714г. о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга.

Поэтому ко времени владения с. Константиновым князем А.М. Голицыным относится лишь возведение каменной Церкви.

Бурное строительство, развернувшееся в Российской Империи, и поощрение такового Императрицей Екатериной II, создание Академии художеств и формирование национальной архитектурной школы, основанное на современных тому периоду достижениях европейской классической школы, определили возведение монументальных каменных построек и в именных усадьбах.

В 1779г. по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова в с.Константиново на средства Александра Михайловича возводится классическое произведение храмового зодчества.Античный идеал, основой которого провозглашается «благородная простота и спокойное величие», так часто олицетворявший собой строительство нового времени, вполне нашел свое воплощение и в с.Константиново Рязанского уезда при строительстве Божьего Храма.

Неудивительно, что в таком отдалении от столицы возводится архитектурное произведение искусства столь высокого художественного уровня. В общественном сознании того периода формировалось мнение о нравственной роли архитектуры, ибо «великолепие строений полезно государству», «делая украшение городу, и пользу в народе поступают по должности просвещенных и благоразумных сограждан. Великолепные здания внутренне нас удивляют, кажется, что они сделаны единственно для нашего удовольствия, и мы разделяем с владетелями честь, кою они приобрели употребленным на то старанием. Ибо они имели предметом заслужить удивление, а мы, смотря со вниманием, хвалим хороший вкус и совершенствуем свой собственный».

Казанская церковь с.Константиново являет собой типичное произведение для эпохи становления классицизма. Строение в плане состоит из колокольни, трапезной, придела святых римских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и основного прдела Казанской Иконы Божьей Матери. Здание построено из кирпича, оштукатурено и выбелено в белый цвет.

Как представляется, лишь четверик храма отражает стиль середины – конца XVIII в., который выглядит как двухуровневая постройка, увенчанная полукуполом.

Подобный храм был построен по проекту И.Е.Старова в 1777г. в Богородицке Тульского уезда. Внешний вид Богородицкого Казанского храма имеет некоторые схожие черты с Константиновской Церковью.

Основание представляет собой четверик с полуротондой алтаря на восток и ротондой второго яруса с крышей в виде полукупола из жести, увенчанного барабаном с небольшим куполом сверху, шпилем и крестом на яблоке.

Спокойные прямоугольные формы, сдержанный и, в тоже время, разнообразный декор в оформлении, полный достоинства, но не вычурный вид присущи Храму. Наружные стены украшены круглыми и квадратными окошками над основными окнами, декоративными фронтонами на северной и южной стенах. Ее стиль «не замутнен никакими мелкими, фальшивыми выдумками. Это и есть настоящая классика в самом глубоком смысле слова…».

Однако строению, как и всему русскому зодчеству присуща некоторая асимметрия. Храм как бы вылеплен вживую, отсутствуют строгое противопоставление окон, углов, четкое равенство объемов и проемов.

Ко времени владения усадьбой князьями Долгорукими (1827г.) относится срок перестройки трапезной и колокольни.

Действительно, до этого времени колокольня могла представлять собой отдельно стоящую постройку либо являлась частью трапезной храма.

Общий современный вид трапезной и колокольни мало напоминает те эллинские формы, украшенные колоннами, которые создавались И.Е.Старовым (который умер в 1808г.). Снаружи стены трапезной украшены пилястрами, кокошниками над окнами. Двухскатная крыша первого яруса храма украшена фронтонами.

Лишь основание колокольни с фронтоном над входом и шпиль колокольни напоминают стиль великого мастера. Видимо колокольню дополняли колонны, поддерживающие фронтоны при входе. Стиль классицизма характеризуют скошенные торцы верхнего яруса или находящиеся на них полуколонны, которые типичны для произведений И.Е.Старова.

Как представляется, как раз в период владения с.Константиново князьями Долгорукими на куполе колокольни вместо одного шпиля с крестом, так характерного для эпохи классицизма, появилось еще четыре креста на куполообразных вершинах как и шпиль, на яблоках. Подобная архитектура колокольни, отражала функцию личного храма владельцев – князей и несла на своем куполе светскую эмблему – корону, как символ княжеской власти.

Трудно предположить руке какого архитектора принадлежит проект колокольни.

Однако в поместье Голицыных (позднее – Долгоруковых) с.Новая Шурма, расположенном в 35 км севернее Троице-Сергиевой Лавры недалеко от реки Дубны, располагается Троицкий храм. Освещенный в 1812г., храм имеет пять престолов: центральный – Живоначальной Троицы, северный – Владимирской иконы Божией Матери, южный – святых мучеников Хрисанфа и Дарии (был построен в память умерших княжеских детей), в трапезной – преподобного Сергия Радонежского и Архангела Михаила (достроенных в 1849г.). Установлено, что трапезная и колокольня были в 1849г. перестроены по старым проектам. Неизвестный архитектор творец этой призматической колокольни, геометрию которой сглаживают проемы полукруглой формы.Данный стиль, характерный для эпохи классицизма можно проследить и в других храмовых постройках.

В Рязанском уезде существовало, по крайней мере, еще два храма с колокольнями подобного типа, создание которых относится к первой половине XIX в. Это храмы Рождества Христова с.Желудево и Иоанна Богослова с.Тимошкино, расположенных на территории Рязанской области.

Колокольня Церкви с.Константиново трехъярусная. Нижний ярус в плане снаружи квадратный.

Вход с восточной стороны осуществляется через дверной проем, украшенный тремя маленькими куполами с крестами на двускатной крыше, с фронтоном и карнизами.

Второй ярус также квадратный в плане, подобный по размеру нижнему, немного суженный кверху с полукруглыми оконными проемами по одному с каждой стороны. Верхний ярус – четверик с четырьмя арочными проемами звона, украшенными полуколоннами, завершен многоступенчатым карнизом простого профиля. Венчает колокольню четырехгранная ступенчатая кровля из жести. Кирпичные четырехгранные основания шпиля и крестов на крыше украшены декоративными окошками.

Ярус звона с куполообразным потолком. Все три яруса связываются посредством деревянных лестниц.

Во владении Олсуфьевых село находилось до 1879г., когда право на него приобрели купцы братья Куприяновы из г.Богородска. Известно, что Куприяновы имели в своем владении различные заводы и фабрики, в том числе и кирпичные. Возможно, именно ими разрабатывалось это производство в Константиново и близлежащих селах.

К заслугам старшего их братьев – Сергея Григорьевича Куприянова относится постройка земской школы.

С.Г.Куприянов (1843? – 1923гг.) – богородский купец, ткацкий и кирпичный фабрикант, потомственный ктитор Тихвинского храма в Богородске, в 1900-е гг. – председатель Богородского сиротского суда.


Усадьба Л.И.Кашиной.



Усадьба Л.И. Кашиной. Музей поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина»
Усадебный дом последней константиновской помещицы Л.И. Кашиной с садом и парком располагается рядом с церковью за оградой. Впервые Сергей Есенин побывает в гостях у помещицы в 1916 году, и практически до конца своей жизни будет навещать ее в Константинове и Москве. Литературоведы сходятся во мнении, что одним из главных прототипов героини поэмы «Анна Снегина» стала именно хозяйка усадьбы. В 1918 году имение было национализировано, в доме открыли амбулаторию. После гибели С. Есенина по инициативе московских писателей здесь была открыта библиотека. С октября 1969 по 1990 год в доме Л.И. Кашиной располагался литературный музей поэта. К 100-летию со дня рождения Сергея Есенина в 1995 году в этом здании открылся музей поэмы «Анна Снегина».



Село Константиново состояло в дворцовом ведомстве и на протяжении столетий переходило от одних владельцев к другим. Впервые оно упоминается в 1 б 19 году. В XVII веке им владел князь Мышецкий, в XVIII веке — камергер Семён Кириллович Нарышкин, затем — князь Волконский, последним владельцем села до отмены крепостного права был камергер Екатерины II Александр Михайлович Голицын, построивший в деревне деревянную церковьПосле отмены крепостного права земля там принадлежала землевладельцу Олсуфьеву, затем московскому купцу С.Г. Куприянову.



В 1897 году примерно 12 десятин покупает московский миллионер, владелец доходных домов на Хитровом рынке — на Хитровке, о которой писал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи», почётный потомственный гражданин города Москвы Иван Петрович Кулаков. При Кулакове вся территория усадьбы была обнесена высоким бревенчатым забором, вдоль которого росли деревья.

Дом с мезонином на ней в то время уже был, его построили на рубеже XVIII—XIX веков. На центральной части усадьбы, кроме него, размещались цветники, конюшня, каретный сарай, купальня, крокетная площадка. В усадьбу было три въезда: парадный и в хозяйственную зону — со стороны села, третий — от Оки, с дороги, которая вела к перевозу. Каждые полгода Кулаков приезжал в Константиново.

Он ухаживал за парком, занимался разбивкой яблоневого сада, был попечителем земского училища. Иван Петрович воспитывал двоих детей — Лидию, родившуюся в 1886, и Бориса (жена умерла, родив Бориса в 1893 году). Для занятий с детьми он пригласил воспитательницу Екатерину Ивановну Муретову, которой в доме с мезонином была отведена отдельная комната. Иван Петрович дал возможность своим детям получить хорошее образование. Лидия в 1904 году окончила Александровский институт благородных девиц и, как лучшая выпускница, была награждена Золотым шифром (буквой А) и голубой лентой, а Борис стал выпускником двух факультетов (исторического и юридического) Московского университета..Иван Петрович Кулаков детей воспитывал в строгости и бережливости и сам жил скуповато. Купив сыну ружьё «Монте Кристо», он потом экономил на своих любимых сигарах до возмещения этой траты. Возможно, и нежелание брать дочь из института на праздники объяснялась тем, что он скупился платить извозчику за проезд из одного конца Москвы в другой. Впрочем, быть может, он полагал, что ей там будет лучше, под присмотром.

Когда Лидочка полюбила учителя своего брата Бориса, Николая Павловича Кашина, она виделась с ним, живя в Москве, но переписывалась, втайне от отца, уезжая в Константиново. Письма Лидии Кулаковой Николаю Кашину характеризуют Ивана Петровича, который предъявлял свои требования к избраннику дочери, как заботливого, любящего отца:

«...Первым условием отец ставит, чтобы это был человек богатый, а потом чтобы у него была какая-нибудь карьера, но главное условие — богатство. Этот взгляд он оправдывает тем, что только богатый человек может на мне жениться не исключительно из-за денег; он всех мерит на свой аршин и представить не может, чтобы кто-нибудь не считал деньги первым условием счастливой жизни» (1 сентября 1904 года).

«Он сказал, что не перестаёт думать о нашем деле и что я его очень обижаю, если предполагаю иначе, потому что он готов сделать всё на свете для моего счастья, но ему нужно время, время и время, чтобы как следует всё обдумать... Он говорил ещё, что слишком мало Вас знает, но всё-таки то, что он о Вас знает и слышит — всё только хорошее» (5 октября 1904 года).«Папа согласился, т.к. убедился наконец в том, что моё решение твёрдо и неизменно; я думаю ещё, что он до некоторой степени убоялся скандала: я ему сказала, что просто-напросто от него уйду без всякого согласия» (1 апреля 1905 года).

Свадьба состоялась. После неё было путешествие Лидии и Николая Кашиных за границу, которое Иван Петрович оплатил своей любимой дочке и поначалу нежеланному кандидату в зятья. Их квартиру в Москве, на Пречистенке, 40, так же, как и проживание здесь своего сына, тогда студента Московского университета, оплачивал тоже он.

Когда Лидия Кашина приезжала в Константиново теперь уже со своими детьми, она по-прежнему писала Николаю Кашину, если его в Москве задерживала работа, но, понятно, что теперь уже не тайно. И Николай Павлович свои письма присылал уже не на чужой адрес. Теперь Лидия Ивановна писала не только о своей любви («Очень благодарна за твою готовность доставить мне счастье, но с меня слишком достаточно того, что я имею». 26 мая 1906 года), но и о жизни в селе, о сыне, о своих занятияхВскоре Лидия Ивановна Кашина выкупила часть имения в Константинове, принадлежавшую её брату Борису. Впервые она приехала в это село, когда ей было 11 лет.

С Константиновом связаны многие впечатления её детства. Ежегодно она стала приезжать в имение с 1906 года и жила в нём с конца апреля до конца сентября теперь уже со своими детьми Ниной и Юрой. Юрием звали Георгия Николаевича Кашина его родные и близкие не только в детстве. До последних дней своей жизни он сам именовал себя так. Об этом свидетельствует и его дарственная надпись на первой книге стихов Сергея Есенина «Радуница», изданной в Петрограде в 1916 году: «Музею-заповеднику Есенина. Эта книга из библиотеки моей мамы Л.И.Кашиной. Ю.Н.Кашин. 24 августа 1984 года».



Как вспоминал позднее Георгий Николаевич Кашин, Лидия Ивановна старалась воспитать своих детей трудолюбивыми. Помимо того, что Юра и летом занимался с учителем из села Кузьминское Петром Егоровичем Беляниным, Нина и Юра продолжали изучать французский язык, Тимофей Данилин учил их латыни. Приучали их и к разному рукоделию, а также к труду на земле: отводили земельные участки, на которых им разбивали грядки, где они сеяли и сажали овощи. «Сами их пололи, поливали, для чего воду таскали от конюшни в небольших лейках. Овощи использовались для приготовления обеда, о чём за столом торжественно объявляли: «Сегодня обед из Юриных (или Нининых) овощей!». По-моему, никто так не любил своих детей, как мама,— говорил в своих воспоминаниях Георгий Николаевич. — Но это была требовательная любовь. Помню, я сдавал экзамены за 3 класс гимназии. По истории Древней Греции я получил «пять с плюсом». На следующий день был экзамен по русскому языку. Вернулся домой, мама стояла в передней у зеркала, прихорашивалась. Говорю: «Я сдал экзамен по русскому». — «Да,— ответила мама очень холодно. — Я слышала, ты получил «четыре». Повернулась и ушла... немного позже пришла мама и сказала, что договорилась с инспектором гимназии о пересдаче экзамена: «Ты сдаешь послезавтра, а завтра отдыхаешь! Доктор сказал, что тебе нужно отдохнуть». И я действительно пересдал на «пятёрку». Вот, по-моему, такая любовь — это настоящая любовь».

«Перед домом было разбито несколько клумб: круглая — в центре, на которой росли розы, и разных форм — по бокам в виде полумесяца или рабатки, засаженные разнообразными цветами, сзади летом рос душистый горошек, ближе к осени высаживались георгины и мальвы. Лидия Ивановна очень любила цветы и сама ухаживала не только за розами на центральной клумбе, там росли пять кустов «царицы севера», но и в специальном розарии, где были высажены более мелкие кусты разноцветных роз».В доме Лидии Ивановны желанными гостями были люди разных сословий: помещики, священнослужители, учителя и крестьяне. Лидия Ивановна разрешала дочери и сыну играть с крестьянскими детьми. Дружила она и с княгиней Кропоткиной из соседнего села Кузьминского. И, общаясь со многими людьми, старалась помочь всем, кто в этом нуждался. Особенно необходима была её помощь в войну, когда, кроме неё, некому было написать адрес на немецком языке на письме в Германию мужу, брату, сыну. Она и сама могла обратиться за помощью к местным жителям, как было, например, когда ей приходилось получать и отсылать письма Николаю Кашину через жену племянника деда Сергея Есенина Федора Титова — Татьяну Титову или через учителя местной школы Павла Ивановича Иванова.

Жизнь Лидии Ивановны, литературно одарённой, знавшей и любившей отечественную и зарубежную литературу, была гармонически наполнена. Её гости в Константинове — это и гости её мужа Николая Павловича Кашина. В 1898 году он окончил Московский университет, учительствовал в гимназиях и училищ

Дворницкая.
Этот маленький уголок в большой зале. под сводом был отведен дворнику и конюху. Скромность убранства, одна из главных черт хозяйки дома. Но тем не менее и о слугах своих она заботилась - не каждая хозяйка того времени разрешит прислуге жить в хозяйском доме да еще и при таких условиях - кровать, рабочий столик ( чтобы он мог писать письма своим домашним). дрова для топки печи, сундук с вещами, домашние фотографии. Посмотрите какой это уютный и домашний уголок!!!


Служницкая
Помещение для служанок. Для служанок в господском доме тоже была выделена отдельная комната на 1 этаже. со своей кухней, спальными местами и столовой. Здесь обслуга готовила себе еду, отдыхала после работы, проводила вечера....



Музыкальный салон.
Этот уютный уголок на 2 этаже - где Л.И.Кашина встречала своих литературных друзей. Среди гостей этого дома были и М.Волошин, К.Бальмонт, и многие другие. Сюда же приходил и Есенин, каждый раз когда приезжал в отчий дом. Именно здесь он находил всегда поддержку и опору, об их связи ходили слухи, однако связывала их только дружба и любовь к литературе. " Моя Лидуша, мой добрый и искренний друг......", так ласково обращался Сергей к своей покровительнице.



Столовая.
Хозяйская столовая. Место вечерних чайных церемоний и обедни.


Летняя веранда.



Продолжение повествования))))Лидия Ивановна Кашина явилась одним из прообразов главной героини поэмы Сергея Есенина «Анна Онегина», ей поэт посвятил своё стихотворение «Зелёная причёска...», с её личностью связано и стихотворение Есенина «Не напрасно дули ветры...».

Все эти три произведения в воспоминаниях Георгия Николаевича Кашина неразрывны с именем одного человека, которого Лидия Кашина по-настоящему сильно и самоотречение любила и за которого, расставшись с мужем в 1916 году, возможно, вышла бы замуж, если бы он остался жив,— с Николаем Владимировичем Викторовым.

О том, что стихотворение Сергея Есенина «Не напрасно дули ветры...» связано с Белым Яром (с Белым Яром связано ещё одно произведение поэта — повесть «Яр», написанная в Константинове в 1915 году «за 18 ночей» на местном материале) и с Лидией Ивановной Кашиной, мы знаем из воспоминаний сестры поэта Екатерины Александровны Есениной (в замужестве Наседкиной). Она рассказала, что эти стихи брат написал в ответ на её стихотворение, которое она сочинила, обеспокоенная вместе с Татьяной Фёдоровной его поездкой с барыней за Оку в Белый Яр во время разразившейся грозы и бури в мае-июне 1917 года:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
Георгий Николаевич не мог согласиться, «что Лидия Ивановна могла поехать с Есениным с какой-то определенной целью»: «Насколько я узнал позднее, у мамы в то время была сильная любовь к другому человеку».

Этот человек, двоюродный брат Лидии Кашиной, офицер Балтийского флота, Николай Викторов, благоговейно любивший свою кузину, не мог представить себе возможным посвящение ей стихов, какими она ему похвалилась: «За такие слова, Лидочка, у нас по морде бьют». Это были слова посвященного Лидии Кашиной написанного в 15 августа 1918 года стихотворения Сергея Есенина «Зеленая причёска...»:

Л.И. Кашиной

Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
О чувствах Кашиной и Викторова Есенин вряд ли знал, но, как чуткий художник, не мог не выразить их суть, воплотив Николая Викторова в образ «молодого офицера», её «мужа», «Бори» в своей поэме «Анна Снегина»: «Убили... Убили Борю...»; «Я мужа безумно любила».Борис Иванович Кулаков в 1937 году был репрессирован, исчез на «Беломорканале».

Только благодаря Есенину в 1918 году дом с мезонином не был разрушен. Надо было иметь свойственную Сергею Есенину лексику, обладающую потрясающей энергетической мощью, чтобы потерявших человеческий облик сельчан, принявших на сходе решение «разорить барское гнездо», убедить хотя бы с пользой для себя распорядиться этим зданием.

Есенин всегда был желанным гостем константиновской помещицы, не однажды ему выпадала роль её заступника перед новой властью, и если ему пришлось посетить это имение и «в его минуты роковые» и в компании с Петром Мочалиным (Проном Оглоблиным), как это происходит в поэме «Анна Онегина», то и в поэме, и в жизни это могло быть только стремление насколько возможно в создавшейся ситуации примирить «и тех, и этих». Так было в этом же 1918 году, когда «Кашину выкинули из дома» в Константинове, и он поехал провожать Лидию Ивановну в Москву и первое время жил у неё в квартире, когда «пришли сведения, что отберут её дом в Москве».

В доме Кашиной после его национализации размещался целый ряд служб, в том числе сельская амбулатория. Потом здесь поселили учителей, преподавателей местной школы, в 60-е годы это был комбинат бытового обслуживания с парикмахерской, швейной, сапожной мастерской... Территория усадьбы была застроена скотными дворами, фермами, мастерскими по ремонту сельскохозяйственной техники, заставлена весами для взвешивания собранного урожая. В 1939—1940-годы погибли сады в Константинове, в годы войны погиб барский сад. После укрупнения колхоза его председатель разобрал школу и построил из неё телятник, взорвал колокольню, кирпич которой понадобился для строительства клуба в селе Кузьминском. Но он не пригодился, потому что настоящие хозяева строили «на века» и кирпичики не развалились по одному, а держались слитками. На усадьбе отца Ивана построили конюшню, за церковью на могилах поставили кузницу, а не совсем разрушенные каменные плиты сельчане перенесли на сельское кладбище на могилы своих родственников.

Только благодаря сестрам поэта Екатерине Александровне и Александре Александровне в 1962 году в доме Кашиной не разместили молокозавод. С1969 года этот дом с мезонином был отдан под музей Есенина, что было выходом для сохранения здания, с чем все не могли не согласиться, но нарушалась гармония его предназначения и использования, против чего протестовала Екатерина Александровна.

С 1985 года началось восстановление парка на основе плана, составленного Георгием Николаевичем Кашиным.

Круг знакомств Лидии Ивановны Кашиной, происходившие в её имении события, встречи позволяют говорить о барском доме как об одном из культурных центров села. А имеющиеся в музее документы, фото, рукописи, книги, личные вещи и предметы мебели его владельцев дают основание надеяться, что дом с мезонином откроет свои двери как усадебный дом Лидии Кашиной, салон Анны Снегиной. И это будет знаком возрождения некогда погромленной высокой культуры.

Портрет С.А.Есенина в доме Л.И.Кашиной.



Личный уголок Л.И.Кашиной



У печи.
А на этом уютном диванчике хозяева коротали долгие. морозные. зимние вечера!


Хозяйские покои.



Рязанская осень...



Окские просторы.





Христорождественский собор.



Христорождественский собор является самым древним каменным строением на территории рязанского кремля. Собор был возведен в конце XIV - начале XV века. Тогда он назывался Успенским собором. Название - Христорождественский - собор получил после построения в XVII веке нового Успенского собора. На протяжении веков собор неоднократно перестраивали. Свой нынешний облик он получил в XIX веке. В соборе хранились чудотворные иконы Феодотьевской Божьей Матери и Муромской Божьей Матери.

В 1929 году в соборе разместился Рязанский областной архив. Богослужения в соборе прекратились. В 2002 году, после переезда архива в другое здание, собор был освящен и вновь стал действующим. При соборе действуют воскресная и певческая школы, библиотека.

Памятник С.Есенину



Памятник известному поэту нашей страны Сергею Александровичу Есенину был торжественно открыт 2 октября 1975 года в 80-летнюю годовщину со дня рождения поэта. Монумент установлен рядом с церковью Спаса-на-Яру на набережной Трубежа напротив Рязянского кремля.

Поэт изображен по пояс. Кажется, что он что-то читает вслух и при этом жестикулирует руками. Взор Сергея Есенина устремлен куда-то вдаль, но при этом создается ощущение, что поэт погружен глубоко в себя.

Скульптор монумента - Александр Кибальников. За это произведение А.П.Кибальников получил Государственную премию РСФСР имени И.Е.Репина в 1976 году. Автор хорошо подчеркнул связь поэта с родиной. По замыслу скульптора фигура Сергея Есенина как будто вырастает из земли и устремляется к родным просторам.

1-ИСТОЧНИК
2-ИСТОЧНИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий