вторник, 30 августа 2016 г.

Соловецкие острова на фото Юлии Батуриной.





 

Крепость соловецкая


В 1858 г. к северу от Святых врат у валунных стен Соловецкого Кремля, около Царской пристани, была установлена восьмигранная каменная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского (Александровская) — в память посещения Соловков императором Александром II. Она выдержана в парадных формах. На барабане устроена главка в форме стилизованной императорской короны. В 2005 г. музей провел поновление фасадов часовни, но она нуждается в капитальном ремонте. Здание никак не используется.


Средь бурного белого моря Есть остров красивый на вид
. Купаясь на водном просторе,
Он в тихую пристань манит.
И звон колокольный несется
как призыв в обитель святых,
И сердце восторженно бьется
При виде крестов золотых.
(интернет)


Тамарин причал


У монастыря


Свято-Вознесенский скит на Секирной горе (Соловецкие острова) основан в XIX веке в память о явленном здесь чуде. Житийные тексты повествуют о чудесном знамении, свидетелями которого были преподобные Савватий и Герман в 1429 году. Место первого поселения подвижников на Большом Соловецком острове, позднее названное Савватиево, находилось недалеко от горы.
Однажды преподобный Савватий вышел из кельи покадить крест, воздвигнутый по прибытии на остров, и услышал плач. Преподобный Герман, выйдя вслед за ним, нашел у подножия горы жену рыбака, которая рассказала о том, что "два светлые юноши" секли ее прутьями, говоря: "уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие". Это чудесное событие заставило мирских людей отказаться от намерений поселиться на Соловецких островах. Гора получила наименование Секирная.
В 1860 - 1862 годах на Секирной горе был возведен по проекту архитектора Шахларева столпообразный храм с двумя престолами. В верхнем ярусе находилась церковь в честь Вознесения Господня, в нижнем ярусе был устроен придел в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех. Храм завершает звонница с куполом, увенчанным небольшой главой. В световом барабане, на котором поставлена глава, был устроен маяк.


Часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение"Чтимая соловецкая святыня – икона Божией Матери «Знамение», которую называют «Хлебенная икона». История ее появления связана с послушанием святителя Филиппа(он был настоятелем Соловецкого монастыря и сделал много как в духовном, так и в житейском материальном плане для обители) в пекарне. Там ему во сне явилась Богородица и вручила икону.
С иконы делались списки. Один из них в конце XIX века попал в Леушинскую обитель, основанную святым праведным Иоанном Кронштадтским. Ее насельницы, получая хлеб в пекарне, должны были положить три поклона перед иконой, принимая хлеб как бы из рук самой Пречистой. С тех пор даже в самое голодное время обитель никогда не оставалась без хлеба. В Леушинском монастыре именно перед этой иконой совершался уникальный чин неусыпающего чтения Акафиста Божией Матери. К сожалению, чтимый Леушинский список иконы был утрачен после затопления обители в советское время.








Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада1 выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая.

Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен ХVI–ХVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря.

Иноки Савватий и Герман — первые монашествующие на Соловках — стояли у истока Соловецкой обители. Савватий — монах Кирилло-Белозерского, а затем Валаамского монастыря. Герман проживал при часовне на р. Выг; по сведениям одного из списков Жития, он «был родом из корельских людей»3. В 1429 г. в поисках уединенного пустынножительства Савватий и Герман поселились внутри Соловецкого острова на берегу одного из лесных озер, неподалеку от горы, впоследствии названной Секирной. Здесь они построили кельи, водрузили крест, начали свой духовный подвиг. Через шесть лет, в 1435 г., перед своей смертью Савватий вернулся на материк, где и скончался 27 сентября. Его погребли у часовни на Выгреке в селении Сороке (ныне г. Беломорск). А Герман в 1436 г. возвратился на остров с монахом Зосимой. Они выбрали для житья берег моря неподалеку от того места, где впоследствии и был основан Соловецкий монастырь.

Герман прожил на острове более 50 лет. Житие называет его «аввой», т.е. монахом-старцем. Он был безграмотным, но именно с его слов будущим игуменом Досифеем или другими монахами были сделаны первые записи о пребывании на Соловках прп. Савватия и Зосимы. В связи с этим историки называют прп. Германа автором первой, не дошедшей до нас редакции Жития Зосимы и Савватия. Умер он в 1484 г. в Новгороде, в Антониеве монастыре, куда был послан по делам. Его ученики повезли тело усопшего на Соловки, но, застигнутые распутицей, вынуждены были похоронить старца у часовни деревни Хавроньиной на берегу р. Свирь.

В 1489 г. братия перевезла в Соловецкий монастырь и гроб прп. Германа. Он был встречен с великой честью и «погребен честно подле гроба Савватия».


В 60-х гг. XIX века через пролив Южные Железные Ворота, отделяющий Большой Соловецкий остров от острова Большая Муксалма, была проложена морская дамба (длиной 1220 м), получившая название “Каменный мост”. Автор и руководитель работ по возведению дамбы — крестьянин Холмогорского уезда Федор Иванович Соснин, послушник, в 1867 г. постригшийся в монахи на Соловках под именем Феоктист.

Дамба не была первым сооружением такого рода: еще ранее, в 1828 г., уже была построена подобная дамба, соединявшая острова Большая и малая Муксалма. Они обе выложены из крупного валуна без скрепляющего раствора и пролегают по наиболее мелким местам морского пролива. На первом этапе строительства Муксаломская дамба (как и ее предшественница) не представляла собой сплошного массива, а имела деревянный переходной мост, под которым могли проплывать мелкие суда.

В 1890-е гг. большая дамба была усовершенствована — вместо деревянного моста в ней были устроены три арки для прохода морских карбасов, а в начале XX века вся она была надложена, по бокам скреплена металлическими скобами и ограждена деревянным барьером. Высота дамбы в среднем около четырех метров, что сделало ее безопасной даже на случай сильного морского волнения. И все же при сильных штормах отдельные волны перекатываются через дамбу, размывая земляную присыпку и, оставляя на ее поверхности водоросли, постепенно подтачивается и камень в проездных арках.



Голгофо-Распятский скит Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом Анзерским в начале XVIII века. Здесь была келья постриженника Свято-Троицкого скита //еще один скит на острове Анзер - Yulenochekk// иеродиакона Паисия. Преподобный Иов находился у пустынника 18 июня 1712 года, когда "...вдруг увидел в келье своей... Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского". Он услышал голос Царицы Небесной: "эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки". (Соловецкий патерик).

Преподобный Иов в 1710 году был пострижен в схиму и назван именем Иисус в честь Иисуса Навина.После Божественного Откровения он начал строить скит, который принимал всех, желающих вести строгую и уединенную жизнь

15 июля 1713 года архиепископ Варнава, Холмогорский и Важеский благословил преподобного Иова начать строительство двух каменных церквей. Но средств не хватало и преподобный Иов поставил деревянный храм. Царевна Мария Алексеевна, сестра императора Петра Первого, повелела Соловецкому архимандриту Фирсу помочь в строительстве церкви на Анзере. Храм был построен и освещен в августе 1715 года в честь Распятия Господня. Царствующий двор прислал богатую церковную утварь. В тот же год на скит напали разбойники и разграбили храм.

6 (19) марта 1720 года преподобный Иов в схиме Иисус умер. Похоронили его рядом с храмом, а над могилой поставили часовню.

Монахи Свято-Троицкого скита не хотели допустить появления рядом Голгофо-Распятского скита и начали притеснения, не выдержав которые многие иноки покинули скит. Указом Священного Синода в 1723 году скит был приписан к Свято-Троицкому скиту ввиду малочисленности.

Но иноки продолжали жить на Голгофе: сохранились сведения о живших там соловецких подвижниках - схимонахе Зосиме и пустыннике Феофане. Голгофо-Распятский скит был восстановлен Святейшим Синодом только в 1826 году по просьбе соловецкого архимандрита Досифея II.

Была выстроена (1828) и освящена (13.10.1830) пятиглавая каменная церковь в честь Распятия Господня. К ней примыкали трапезная палата с приделом Успения Пресвятой Богородицы и колокольня. В северо-восточном углу трапезной палаты над мощами преподобного Иова устроили гробницу. В XIX веке были дополнительно построены келейный корпус, дом трудников и хозяйственные постройки. Прежний деревянный храм был перенесен к подножию горы на место явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову и освящен в честь Воскресения Христова (1835). В те годы в ските проживало около 20 человек.

В 1923 году коммунисты разгромили монастырь и организовали Соловецкий лагерь особого назначения, так называемая "больница" которого размещалась в Голгофо-Распятском. Заключенных в "больнице", по выражению А.Солженицына, "лечили смертью". 7.02.1929 года здесь скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Здесь же размещался и один из самых страшных женских бараков.

Все строения скита были разрушены, а сам скит пребывал в запустении даже тогда, когда постройками стал ведать Соловецкий музей-заповедник (1967). Реставрационные работы там не велись.

Первое после возобновления монастыря (1994) богослужение провел архимандрит Иосиф в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову. У подножия горы Голгофы был установлен Поклонный Крест в память о всех иерархах, пострадавших в концлагере (03.07.1994). Было установлено место захоронения священномученика Петра (Зверева) и найдены групповые захоронения периода Соловецкого лагеря (1999). На месте погребений были поставлены могильные кресты. Мощи свм. Петра (Зверева) были перенесены в Соловецкую обитель и находятся в церкви святителя Филиппа (Колычева). На месте погребения свм. Петра (Зверева) поставлена часовня.

Своим указом святейший Патриарх благословил возобновление в Голгофо-Распятском скиту иноческой жизни (14.03.2000) и назначил главой иеромонаха Евлогия (Стручалина). Храм Воскресения Христова частично восстановили (2000). В настоящее время мощи преподобного Иова Анзерского покоятся в храме Воскресения Христова под спудом в левом (северном) приделе. Восстанавливается и церковь Распятия Господня на Голгофе (начато в 2001).





Мыс лабиринтов
Мыс Лабиринтов расположен на Большом Соловецком острове. Главная достопримечательность мыса - северные лабиринты. Этот один из наиболее загадочных памятников древности. По древности этот таинственный символ вполне может составить конкуренцию египетским пирамидам, а количество разнообразных гипотез и трактовок назначения лабиринтов исчисляется десятками. Этот знак известен на четырех континентах, а его истинный смысл, возможно, не так уж и сложен, как это кажется на первый взгляд. Археологи датируют обнаруженные лабиринты приблизительно II – I тысячелетием до нашей эры. Некоторые исследователи предполагают, что лабиринты выполняли роль мест развлечений местных жителей. Здесь могли проводиться ритуальные обряды и танцы или располагаться площадки для игр военно-спортивного характера. Ряд специалистов приписывает лабиринтам вполне практическое назначение - они могли служить макетами рыболовных ловушек, либо рыболовных сооружений. Но несмотря на огромное количество порой противоположных гипотез, большинство ученых все-таки воспринимают лабиринты как объекты религиозного характера.


Белый туман




Бухта


Под синим северным небом


Крадущийся вечер


Золотая бухта


Соловецкие сумерки










Дополнение:

Новгородец Зосима – основатель большого Соловецкого монастыря.
Он родился в начале XV века в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Уже в юные годы Зосима принял постриг в Палеостровском Рождественском монастыре. Преподобный Зосима обладал деятельным, энергичным характером. У него большое благочестие и высокие иноческие добродетели сочетались с практическим складом ума. Дни его памяти 21 августа и 30 апреля После того как умерли родители Зосимы, он, будучи уже иноком, раздал неимущим всё, что получил по наследству. Затем он удалился для пустынножительства на реку Суму, в дикие северные дебри. Там он встретил опытного монаха Германа.

Герман рассказал Зосиме, что далеко на Белом море есть Соловецкие острова. Туда трудно добраться, и там тяжело жить: сырые ветра, холод, мало пищи. Но на Соловках удивительно красиво и повсюду разлит покой. Шесть лет Герман жил там с иноком Савватием и был свидетелем чудес. Герман и Савватий водрузили крест близ морского побережья.
Впоследствии Савватий, глубокий старик, скончался, а Герман ушел на материк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий