ИСТОЧНИК
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР
ИСТОРИЯ СОБОРА
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
АРХИТЕКТУРА
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень».
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством».
ИСТОЧНИК
ИНТЕРЬЕР
УСЫПАЛЬНИЦА
СТЕНОПИСЬ
ГЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС
|
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий