суббота, 3 сентября 2016 г.

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 3.

Собор Василия Блаженного
Это третья, заключительная часть моего рассказа о Соборе Василия Блаженного. В конце второй части мы начали осмотр церквей собора и уже ознакомились с центральной шатровой церковью Покрова Богородицы. В третьей части мы продолжим исследовать внутренние пространства остальных восьми церквей Покровского собора.

Для удобства я продублирую план второго уровня собора, что выкладывал во второй части:



Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В 1552 г., в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Церковь Александра Свирского
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Церковь Александра Свирского
Иконостас церкви реконструирован. Между тяблами (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Александра Свирского

Собор Василия Блаженного

Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец царя Василий III, а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из казанского похода.
Церковь Варлаама Хутынского

Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Церковь Варлаама Хутынского

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI-XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Икона Благоразумный разбойник Рах. XVII век.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Церковь Входа Господа в Иерусалим

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Икона Вход Господень в Иерусалим

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Икона Архидиакон Лаврентий
Церковь Входа Господня в Иерусалим

Икона Покров Пресвятой Богородицы

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Икона Василий Блаженный

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (умер в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани. Это одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

Церковь Григория Армянского

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчёркивает строгость и красоту архитектурных деталей.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

Собор Василия Блаженного. Церковь святителя Григория Армянского.

Церковь святителя Григория Армянского

Церковь святителя Григория Армянского

Церковь Киприана и Иустины (Адриана и Наталии).

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Церковь Адриана и Наталии

Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Церковь Киприана и Иустины

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновлённой - в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы.

Церковь Киприана и Иустины

Церковь Киприана и Иустины

Церковь Киприана и Иустины
Церковь Киприана и Иустины
Церковь Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий». В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора. Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.


Церковь Николая Чудотворца

Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

Церковь Николы Великорецкого

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя. Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Николы Великорецкого

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора. В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом. В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви были полностью отреставрировали благотворителями.

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Николы Великорецкого

Собор Василия Блаженного

Церковь Святой Троицы

Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырёх больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Её высота - 21 м.

Троицкая церковь

В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трёхрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. «Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.


Церковь Святой Троицы

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного
Троицкая церковь

Церковь Трёх Патриархов (Иоанна Милостивого)

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 г., в день памяти Патриархов (30 августа), произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству. Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».


Церковь Иоанна Милостивого

Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящён житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули её первоначальное название.

Таким образом мы осмотрели все церкви Собора Василия Блаженного. Есть некоторая нехватка визуального материала по интрьерам Троицкой церкви и церкви Трех Патриархов и некоторой ясности кое в чем, что я уже сам впоследствии поправлю.

Галереи и переходы

Теперь, осмотрим внешние и внутренние галереи Собора Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного

Освещение в них осуществляется с использованием старых слюдяных светильников.
Собор Василия Блаженного

Есть совсем узкие обходные переходы...

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

И, наконец - мы во внешней галерее. Наше исследование собора подходит к своему завершению.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Очевидно надо бы что-то сказать в заключение. Но, я подумал, что, наверное, этого как раз и не нужно делать, хотя бы потому, что у каждого из нас свое ви́дение и свои впечатления от увиденного и прочитанного. Мне будет приятно если этот материал поможет читателю уловить то неповторимое и чу́дное, что и делает этот архитектурный шедевр высоким символом неповторимой русской души.

Источники:
Н.Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля.
Н. Чаев. О русском старинном церковном зодчестве. Древняя и Новая Россия. 1875. № 6.
А.Л.Баталов, Л.С.Успенская. Собо Покрова на Рву. Москва, «Северный паломник», 2006.
Л. Успенская. Собор Василия Блаженного. Москва, 2008
Официальный сайт Покровского собора.
Портал По городам и странам. Храм Покрова Богородицы на рву (церковь Василия Блаженного).
Портал «Храмы России». Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.
Википедия


источник



Комментариев нет:

Отправить комментарий