Православная церковь Грузии 26 сентября отмечает День памяти Святой Великомученицы Кетеван.В связи с этой датой в храмах проводится божественная литургия.
Святая царица Кетеван была дочерью Ашотана Мухран-Батони, видного представителя младшей ветви царской фамилии Багратиони и правнучкой карталинского царя Константина III.
ქეთევან დედოფალი
Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола - царевича Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II.Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом Крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину, и был известен также своей литературной деятельностью, как хороший ритор и славный поэт
Царевич Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу (царь Александр отказался от престола в пользу сына и принял постриг в Алаверди), а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетеван. Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
После шестимесячного царствования Давид умер ( в 1602 году, молодой царь неожиданно скончался, оставив вдову с двумя детьми - сыном Теймуразом и дочерью Еленой). Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим.
Как только шах Ирана Абасс I узнал о кончине Давида и возвращении Александра на трон, приказал Константину-Мирзе, младшему сыну Александра, с малых лет воспитывающемуся при дворе шаха Абасса и принявшему ислам, отправиться в Кахети, убить отца своего и среднего брата Георгия и самому занять трон Кахетии.Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: "Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство".
Шах Аббас испытывал великую неприязнь к Кахетинскому и Карталинскому царствам по той причине, что карталинский царь Луарсаб I в 1534 году положительно отказался быть в зависимости от его деда шаха Тамаза I и не допустил этого шаха подчинить себе Карталинское царство; а также потому, что Ираклий, третий сын царя Александра, поссорившись со своим семейством, уехал в Константинополь искать себе убежища при дворе султана турецкого. Поэтому-то безбожный шах Аббас I и хотел подчинить своему престолу оба царства - Карталинское и Кахетинское, дабы ему было удобнее вести войну с Турцией. Кроме того, шах боялся, что иверские царства войдут в состав России. Сейчас же ему предоставлялся удобный случай для достижения желаемой цели.
Нечестивый Константин, получив от шаха такое приказание, взял огромное войско и с ним двинулся из города Испагани в Кахетию, и о своем прибытии уведомил царя Александра. Старец, услышав о возвращении сына на родину и не подозревая о его коварных замыслах, отправился к нему навстречу с младшим своим сыном Георгием. Они встретились в энисельском городе Базаре; радости старца-царя и Георгия не было конца. Они славили и благодарили Бога, ниспославшего им такую милость. Увы! Увы! Отец и сын не подозревали, с чем пришел к ним окаянный Константин. Он поднес им богатые подарки и золотые ткани, посланные через него шахом, устраивал богатые пиры, угождал отцу и брату, тем временем бесстыдно готовя им погибель.
Однажды, когда они все вместе сидели в палатке, Константин сказал отцу и брату: "Имею к вам одно поручение от шаха, которое нужно передать вам секретно. И для сего прикажите всем выйти отсюда, чтобы кроме вас никто не знал этого". При царе Александре остались только его приближенные.Когда, по просьбе царя Александра, все присутствующие вышли, внезапно вбежали воины с обнаженными мечами в руках и с великим неистовством, словно дикие звери, изрубили на куски невинные жертвы бесчеловечности Константина: царя, царевича, сына Авеля и епископа Руставского.
Совершив преступление, Константин-Мирза велел отрубленные головы отца и брата, как драгоценнейший дар, отослать шаху Абассу, а обезглавленные тела отправил в Алаверди к царице Кетеван,положив тела убитых на верблюдов. Ужаснувшись злодеянию, царица, по грузинскому обычаю оплакав безвинных страдальцев, похоронила их в Алавердском соборе с великим торжеством.
Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.Отправив к ней послов, он просил нечестивыми и окаянными устами своими святой ее руки. "Мужчина, - говорили послы Константина Кетеван, - по закону Магомета, по смерти своего брата может взять в супруги его жену, т.е. свою сноху. На основании этого правила Константин и желает, чтобы ты была его женой. Ты будешь опять царицей". Послы грозили от имени Константина, что, если она не согласится, то ее принудят силой.
Раба Христова, услышав, что Константин желает совершить такое беззаконие, удивилась и пришла в сильное смущение. Соблюдая после смерти своего супруга честное вдовство, она, подобно Анне, дочери Фануиловой, готовилась стать невестой одного Бессмертного Жениха. Поэтому она сказала послам: "Чтобы отнюдь не смел беззаконный убийца отца, брата и епископа видеться со мной! Мало ему совершенного им преступления: окаянный и нечестивый, он желает еще видеть меня, - никогда!"
Дав послам решительный отказ, мудрая вдова собрала всю знать кахетинскую и просила не допустить Константина до какого-нибудь беззакония по отношению к ней. Напомнив о совершенных им преступлениях, жертвами которых были его кровные родственники, она объявила, что нечестивый хочет истребить и весь царствующий дом Кахетии, а жителей обратить в проклятое магометанство.
После совета все знатные кахетинцы собрали своих воинов и выступили против отцеубийцы.
Константин, узнав о приближении грузинского войска, прежде всего посмотрел в гадательные книги, которые показали ему неблагополучный исход этого дела . Поэтому он не захотел выступать против грузин и намеревался возвратиться назад в город Базар со своими воинами, но было уже поздно. Воины Константина вынудили его встать во главе войска и выйти против их врагов, грузин-христиан.
Грузинское войско возглавляли знатные вельможи Давид, Тамаз и Бебур. Они, стоя перед рядами вражеских воинов, узнали отцеубийцу. Грузинское войско по данному сигналу стрелой бросилось на персов. Названные вельможи окружили Константина, пронзили его копьями и свалили с лошади, отрубили ему голову и обратили все персидское войско в постыдное бегство.
Когда царице подали голову отцеубийцы, Кетеван не обрадовалась погибели окаянного, но пролила за него слезы, оплакивая его горестную судьбу и бедственное положение его души в будущем веке.
Вместо того, чтобы тело скверного бросить на съедение собакам, чего тот и был достоин, она приказала похоронить нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями.
Кетеван похоронив нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями, отослала щедрые дары шаху Абассу и попросила утверждения на трон Кахетии законного наследника - её сына Теймураза,который находился в качестве заложника при персидском дворе.(Теймураз, будучи так долго при персидском дворе, сохранил веру своих отцов, веру православную.)
До получения ответа из Ирана заботу о царстве взяла на себя сама Кетеван. Шах Абасс, учитывая, что в случае его отказа Кахетия окончательно отторгнется от него и вместе с Картли примкнёт к злейшему врагу Ирана - Турции, немедленно с почестями и щедрыми дарами выслал в Грузию царевича Теймураза.
ШАХ АБАСС I
По приезде своем царевич принял священное миропомазание на царство, на него была возложена корона в соборе св. равноапостольной Нины, и он взошел на царский престол с именем Теймураза I. Это было в 1605 году, Вскоре после венчания на царство он взял себе в супруги дочь владетельного князя Мамия I, княжну Анну, от которой имел двух сыновей, Леона и Александра, и дочь Тинатин.
ЦАРЬ ТЕЙМУРАЗ I
В 1610 году, после рождения дочери, царица Анна скончалась. Шах Аббас I пригласил царя Теймураза к себе погостить, чтобы несколько развлечь его. Царь приехал в Испагань, и шах с великим радушием принял его, но под этим радушием скрывалось намерение нанести смертельную рану Кахетии, хотя шаху не в чем было обвинить кахетинского царя.Шах сказал Теймуразу: "Я просил царя Карталинского Луарсаба, чтобы он выдал сестру свою за меня замуж, а другую отдаю тебе в супруги за твою верность и любовь ко мне. Таким образом хочу породниться с тобой и водворить между вами обоими мир", - хотя не было никакой вражды между царями Кахетинским и Карталинским. Теймураз отвечал: "Это невозможно, государь, потому что сестра Луарсаба - моя близкая родственница, и Церковь Моя не позволит мне этого". Шах стал настаивать, чтобы его требование немедленно было исполнено. Шах хотел ослабить родственную связь царей, поссорив их между собой, а затем заставить Теймураза принять магометанство.
Замечательно то, что шах не сказал царю, какую именно сестру взять ему, старшую или младшую. Он думал про себя, что если Теймураз возьмет себе старшую, а ему оставит младшую, то этим уже окажет шаху неуважение и непочтение. Если же он возьмет младшую сестру Луарсаба, а ему оставит старшую, то шах скажет, что младшая гораздо нежнее и красивее старшей, которую предполагал шах взять себе в жены. Шах ничего не говорил Теймуразу об этом, а ожидал поступков царя, чтобы в любом случае обвинить его и начать войну с Грузией.
Царь, видя, что отказом он может вызвать неприязнь к себе и навлечь на Грузию нашествие персов, разорение ими святых храмов, уничтожение христианской веры и всего православного грузинского народа, вынужден был обещать исполнить волю шаха. Щедро одаренный Аббасом, он вернулся в Кахетию и, не зная замыслов шаха, женился на старшей сестре царя Луарсаба, Хуарешани. Свадьбу отпраздновали с великолепием в городе Греми в 1612 году. А младшую сестру Луарсаба, Елену, послали к шаху по его требованию. Впоследствии она была насильственно обращена в магометанство, и ей дали другое имя - Фатман-Султан-Бегум.
ШАХ АБАСС I
Найдя повод для начала войны и собрав огромнейшее войско , шах отправился в Грузию. Это было в 1615 году.Жители Кахетинского царства, понимая, что их должно постигнуть великое бедствие, собрались к царю и стали просить: "Царь, пошли мать твою с сыном твоим Александром, чтобы она укротила гнев шаха своими просьбами и умолила его оставить намерение погубить нас".
Тогда царь Теймураз со слезами объявил своей матери просьбу вельмож и народа. Арчил II, царь Кахетинский и Имеретинский, в своем повествовании о царе Теймуразе говорит, что государь думал: "Пошлю мать мою с младшим сыном моим Александром к шаху, дабы через них упросить его не предавать опустошению мое царство".
В конце 1615 года царица,уверенная в том ,что бесполезно ехать к шаху, ибо никакие просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей страны, взяла царевича Александра и с богатыми подарками отправилась в Ганжу где и предстала перед шахом.Шах-Аббас принял ее ласково, как будто стал другом Грузии. Говорят, что лис сначала играет со своей жертвой, ласкает и лижет ее, а затем душит. Через некоторое время Шах-Аббас потребовал, чтобы старший внук Кетеван, наследник Леван, прибыл к нему в Исфаган. Он заверял, царицу, что не замышляет никакого зла, а хочет воспитать царевича при своем дворе, чтобы в будущем сделать его царем Кахетии."Разве я дядька и воспитатель этого юноши, что он прислал мне младшего сына своего? Пусть царь Теймураз пришлет мне старшего сына, Леона, и я воспитаю его, как приличествует царственным особам". Он обещал, что будет сам следить за воспитанием царевича, как за своим сыном, и даст ему блистательное образование.Кетеван написала всё сыну своему, но тайно передала ему, чтобы он ни в коем случае не посылал наследника к шаху.
Царь Теймураз понял, в чем дело, пришел в ужас и не решался отпускать своего сына. Но вельможи царские и народ собрались опять к государю и со слезами просили его уступить шаху: "Не два ли раза ты был у него? - говорили они. - Не оба ли раза он оказал тебе честь и поднес подарки? Зачем своим упорным нежеланием послать к шаху Леона, сына своего, хочешь погубить Кахетию? Мы уверены, что он не причинит ему никакого вреда".Наконец, после долгих уговоров царь согласился и послал наследника своего Леона к шаху.
Когда в руки христоненавистника-шаха попал и наследник престола, царевич Леон, то обоих братьев вместе со святой Кетеван шах немедленно отправил в Шираз.Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ.Тогда Окаянный приказал через посла тамошнему правителю города Беглар-беку заключить их в темницу и иметь за ними тщательный надзор.
Царь Теймураз лишился также и последнего своего утешения - прекрасной дочери своей Тинатин, неизвестно по какой причине и когда отнятой у него шахом. Святейший Патриарх Антоний I говорит, что она была взята шахом в супруги, а потом отдана Заалу, сатрапу Лористанскому. Ее, продолжает святитель, помнила мать его, царица Елисавета, когда Тинатин была вдовой и уже в довольно преклонных летах..
Кровожадный шах, не довольствуясь этим, потребовал к себе и царя Теймураза, написав ему такое письмо: "В преданности твоей мне я нисколько не сомневаюсь: ты пожертвовал своими детьми и матерью. Приди и сам. Прими от меня дары и, возвратившись к себе, мирно царствуй". Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель.
После всего этого было уже понятно каждому, что должно последовать за такими злодействами шаха, какой удар готовится Святой Церкви Иверской, царствующему дому и всем христианам. Вскоре шах, видя, что царь лишился почти всего своего семейства и остался один, двинулся с огромным войском прямо в Кахетию и страна предана была мечу и огню. Кахетия была вновь залита кровью и опустошена; церкви и монастыри сожжены и разрушены. Сто тысяч человек убито, еще больше отведено в плен в Персию. В это время была разорена Давидо-Гареджийская пещерная Лавра и убиты ее монахи. Как пишет Аракил, историк армянский: "По нашествии персов на Кахетию страшные бедствия постигли Иверию; убиение старцев, которых невозможно было увести в Персию, молодых, которые с оружием в руках воспротивились переселению, смерть иереев, диаконов и даже епископов, монахов и монахинь и пленение их, убиение малолетних, растление девства, срытие святых могил, сожжение святых храмов, прекрасного города Греми и всех городов и сел кахетинских. Как можно высказать все это, когда одно воспоминание наводит великий ужас!" Кровопийца шах, разорив всю Кахетию и Карталинию, возвратился в Испагань.
Святую царицу держали в темнице десять лет. По прошествии пяти лет у нее отняли последнее из того, что утешает на земле - ее внуков, которых послали к шаху в Испагань. Там их оскопили, и, говорят, что невинный страдалец, наследник престола Леон, не вынес этого мучения и скончался. Это было в 1620 году. Другой же сын царя Теймураза, Александр, остался жив, окончил жизнь в Гандже, приняв монашество. Антоний I говорит, что его мать видела Александра уже старцем.
Кетеван оставалась непоколебимой; она молчала как стена темницы, в которой была заключена.Царица устроила в ней себе маленькую церковь, и ее духовник каждодневно совершал для нее святую Литургию. Постом, молитвами, бдением, коленопреклонениями, возлежанием на голой земле с камнем под головой вместо подушки святая Кетеван готовилась мужественно принять мученичество за имя Господа Иисуса.
И вот Шах-Аббас снова потребовал, чтобы царица Кетеван приняла мусульманство и стала его женой, обещая, что Персия и Грузия будут считать ее своей царицей.Желая по возможности больнее унизить царицу, по приказу Абасса это предложение передали ей именно в тот день, когда святая узнала о судьбе своих внуков. При этом Шах Абасс приказал Имам-Кули-Хану в случае отречения Кетеван от веры христианской уважать и почитать как царицу, а в случае отказа подвергнуть публичным пыткам.
Кетеван послала шаху письмо в ответ с отказом. Письмо она обвязала прядью своих волос, поседевших от горя. Царица твёрдо отказалась от такого предложения и стала готовиться к мучениям.
Шах понял, что он проиграл игру и решил придумать для царицы необычайную пытку, чтобы сломить ее дух или отомстить за поражение. Он снова дослал своих вельмож к Кетеван с вопросом: скоро ли она примет ислам. Та в ответ прочитала Символ Веры и осенила себя крестным знамением. Глашатай объявил о казни царицы на главной площади Шираза. Ее должны были сжечь на костре. Эта весть возмутила многих мусульман. Градоначальник Шираза отказался присутствовать при казни царицы и покинул город, хотя ему угрожал гнев шаха. Жители Шираза закрывали окна домов, когда вели на казнь царицу, как закрывают глаза от стыда. Царица просила только об одной милости - не обнажать ее тела, но палачи были глухи, как змеи. С нее сорвали одежды и привязали к столбу дерева. Затем разожгли внизу костер, положили на угли клинки и клещи, насыпали кучу игл, а когда железо раскалилось докрасна, то спросили, согласна ли она теперь исполнить волю шаха. Кетеван в ответ перекрестилась со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Тогда палачи достали из костра клещи и стали вырывать ей груди, затем резать клинком тело и прижигать раны раскаленным железом, раскалёнными клещами рвали её грудь, раскаленными добела копьями насквозь протыкали ей тело, вырывали ногти, гвоздями прибили ей доску на спину, а в конце раскаленным заступом просекли лоб. Царица во время пытки крестилась и шептала: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», а когда уже не могла поднять руку, то сложила пальцы для крестного знамения. Тогда палачи в ярости отсекли ей руки и, отвязав ее от столба, бросили на груду раскаленных гвоздей и игл, как в огненную могилу, и засыпали ими, как землей, тело царицы. Но она была еще жива, и ее губы шептали тихо молитву. Слуги шаха, издеваясь над ненавистным им царственным родом Багратиони, надели на ее голову вместо короны раскаленный котел, как воины Пилата, надсмехаясь над Христом, надели на Его чело терновый венец...
Святая душа покинула исстрадавшееся тело. Палачи бездушно бросили истерзанное тело царицы на съедение животным, дабы осквернить её святость. Но Господь Бог сотворил чудо: святые останки озарились лучезарным светом.Католические монахи, видевшие казнь царицы, ночью во время грозы выкопали из могилы ее тело. Голову и правую руку они послали сыну Кетеван царю Теймуразу, а остальные мощи увезли в Рим.Мощи св. царицы мученицы были перенесены в Рим, в собор Святого Петра, монахами августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига,где они и почивают до сего дня. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы монахами-августинцами сыну ее, царю Теймуразу I, и с великим торжеством проводив святые останки, после совершения обычных заупокойных служб положили под престолом Алавердского собора Великомученика Георгия в Кахетии.(Они хранились в церкви Алавердели, однако позже были утеряны.)
Часть мощей, по некоторым сведениям, в настоящее время находится в Индии и Бельгии.Большая часть мощей св. Кетеван находится в бельгийском Намюре. По преданию, на казни царицы Кетеван присутствовал рыцарь из тех мест, где сегодня находится Бельгия. Он был потрясён той мерой страданий, которую смогла вынести женщина, и сразу же спросил – в чём провинилась эта женщина, за что заслужила столь жестокую кару? Ему ответили, что это – грузинская царица, которая не желает сменить веру. Узнав, что это единственная её вина, рыцарь распродал всё, что завоевал в боевых походах, и выкупил мощи царицы.Кроме этого части растерзанного тела великомученицы Кетеван нашли упокоение в городском музее индийского города Гоа.А в Великобритании был обнаружен медальон святой великомученицы царицы Кетеван, находившийся на её груди во время жестоких пыток.Как рассказал директор Британского музея, при казни царицы Кетеван присутствовал португальский миссионер Дон Анжус, и он увёз из Персии мощи великомученицы, в числе которых был и этот медальон.
Католикос патриарх Захария (1613—1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября .(В Русской Церкви — под русифицированным именем Кетевана.)
В Ветхом Завете высшей жертвой была жертва всесожжения. Она считалась всецелым посвящением Богу. Такой жертвой явилась для Грузии царица Кетеван. Она вышла из пламени пыток, как ангел с огненными крыльями, новый ангел - хранитель Грузии.
"Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская, была брошена в пламя пыток, как золото в горнило. Удел героев истории - совершать доблестные деяния и одерживать победы. Удел героев веры - молча переносить великие испытания. Имена тех, кто прославил свою отчизну на поле боя, киноварью написаны в анналах и летописях истории. Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, - тем глубже врезаются в гранит их имена"
Святая благоверная царица Кетеван приняла мученическую смерть за христианскую веру в 1624 году в Персии. Святые мощи царственной мученицы были через несколько лет тайно вывезены из этой страны католическими священнослужителями. Часть святых мощей стала семейной реликвией княжеского рода Цициановых (Цицишвили), видные представители которого с конца XVIII века состояли на службе в Российской армии. В начале XX века княгиня Цицианова внесла в Троице-Сергиеву Лавру вклад в виде панагии, доставшейся ей по наследству. Внутри панагии находились мощи святой Кетеван. В 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, грузинской воспитанницей иконописной школы при Московской Духовной академии Х.Хажония была написана икона мученицы Кетеван, в которую были вложены святые мощи. До сего времени святыня хранилась в Патриарших покоях Лавры.
МОЛИТВА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ
ЦАРИЦЕ КАХЕТИНСКОЙ КЕТЕВАНИ
О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань!
Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима!
Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего!
Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная!
Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев!
Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей!
Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский!
Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение!
Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств!
Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!
Источники:
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий