понедельник, 7 августа 2017 г.

Карл Рэнсом Роджерс и его учение "Гуманистическая педагогика"

К. Роджерс – ученик должен обучаться сам. А учитель только помогать ему найти себя.
«Ребенок понимает свои недостатки лишь тогда, когда взрослый позитивно к нему относится»

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers; 8.01.1902 - 4.02.1987) - американский психолог. Наряду с Абрахамом Маслоу Роджерса можно назвать одним из создателей и лидеров гуманистического направления в психологии.
***
Особое значение приобретают идеи гуманистической педагогики и психологии, где цель воспитания состоит в том, что бы каждый воспитанник мог стать полномоченным субъектом деятельности, свободной самодеятельной личностью. Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии как научное течение возникла в 50-х годах XX века, противопоставляя себя уже существующим направлениям - бихевиоризму и психоанализу. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека, ценности которого разделяли ученые, педагоги, священники и представители других интеллектуальных профессий.
***
... педагогическая концепция Роджерса является наиболее эффективной для раскрытия личности учащихся, так как акцентируется внутренний мир ребенка, присущие только ему стремления, интересы и цели, то есть субъективные условия учебного процесса, отсутствует внешнее оценивание и предоставляется свобода. В бихевиористической педагогике считается важным только внешний мир, объективное условие, знания и навыки, которые нужно приобрести, полное отсутствие свободы и жесткий контроль. В психоанализе, несмотря на схожие установки учителя и приоритета эмоций, личных переживаний и потребностей, важное значение имеет твердая, авторитетная позиция педагога, что не способствует раскрытия личности учащихся.
***
...В современном мире, характеризующемся постоянными изменениями, необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, которое не есть простое накопление фактов, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью. Учащийся может научиться чему-либо, лишь самообучаясь, лишь в этом случае происходит значимое учение; организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию осмысленного учения, то есть облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося, т.е. создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, атмосферы психологической и педагогической поддержки, при этом фасилитатор эмпатически понимает ученика, принимает его таким, какой он есть и является конгруэнтным, то есть показывает свои как негативные, так и позитивные чувства, не скрываясь за внешними «фасадами». Он разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание; руководствуется собственным опытом; обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими; сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога; в классе постепенно создается климат, облегчающий учение; все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса; самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

Цитаты

Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.
***
Возникает любопытный парадокс – когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно.
***
Если я говорю, что "принимаю" вас, но ничего о вас не знаю, то на самом деле это – поверхностное принятие, и вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему вас узнаю.
***
Иногда мне бывает трудно понять, кто больше нанес мне урона – мои "друзья" или мои враги.
***
В психотерапии экзаменует сама жизнь.
***
Если я хочу способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то должен расти сам; и хотя зачастую это болезненно, но очень обогащает.
***
Я думаю, в нашей культуре все подвержены следующему штампу: "Каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я".
***
Многие из нас, возможно, не сознают, какое огромное давление они оказывают на чувства окружающих людей: жен, мужей, детей, – подчиняя их чувства своим. Мы часто говорим: "Если ты хочешь, чтобы я тебя любил, у тебя должны быть те же чувства, что и у меня. Если я чувствую, что ты плохо ведешь себя, ты тоже должна это чувствовать. Если я чувствую, что нужно стремиться к определенной цели, ты должна разделять мои чувства".
***
Когда мы достигаем развилки и не знаем, какое направление выбрать, чтобы попасть в нужное место, тут-то мы и начинаем анализировать ситуацию. Мышление начинается именно в этот момент.
***
Неизвестность страшит больше, чем известная, хотя и пугающая реальность.
***
Когда человек живет с маской, не выражаемые им чувства копятся до тех пор, пока не достигнут какой-то критической точки; тогда они обычно вырываются наружу по какому-то весьма незначительному поводу.
***
Современный подход отличается от предшествующих тем, что преследует совершенно другую цель. Он прямо направлен на большую независимость и целостность личности без расчета на то, что если консультант будет помогать в решении проблемы, то будут достигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель — не решить отдельную проблему, а помочь индивиду “вырасти” таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.
***
Источник 1
Источник 2

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность.

Отличительные признаки:

– смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;

– сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности;

– обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс – это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). В школе как малоспособный ученик подвергался унижениям со стороны учителей, но это его только укрепило в стремлении самому стать педагогом. Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80’s» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию чеовека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. – facilitate), учитилей – фацилитаторами. X От них требуется одно – определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:
  • Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
  • Основные элементы – уроки и экзамены.
  • Учитель является руководителем, учащийся – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
  • Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
  • Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т. д.).
  • Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
  • В школе место не для личности, а для интеллекта.

К. Роджерс предложил новую модель образования – модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:

Главное условие:
  • фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять – они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя.
  • Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
  • Учитель руководствуется собственным опытом.
  • Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
  • В классе создается климат, облегчающий обучение.Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
  • Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
  • Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение – собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет:

– принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;

– находить выход для своего творчества;

– открывать, что учиться интересно;

– ожидать, когда же наконец наступит время, идти в школу;

– любить и уважать учителей так, как они любят его;

– Открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации, самодисциплины и т. д.

Итак, гуманистическая педагогика – это наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом самовыражения и свободой выбора.

Ш. Амонашвили. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», изд. «Педагогика», 1984.

Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление отношение между педагогом и учащимися:

Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.

Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.

Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.

Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979, г.

Гуманное общество могут создавать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром». Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Источник 3






Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий