воскресенье, 3 мая 2020 г.

Кавказ в картинах Н.Г. Чернецова


Никанор Григорьевич Чернецов (1805—1879) был одним из первых живописцев, который совершил большое путешествие по Кавказу с целью зарисовки видов этого края.

Братья Чернецовы, Никанор и Григорий, много ездили по России, бывали и за границей, делали с натуры множество зарисовок и этюдов, чтобы запечатлеть виды разных мест. На основе этого материала художники писали потом в мастерской картины — пейзажи и перспективные виды.

Никанор Чернецов вскоре по окончании Академии художеств отправился на Кавказ, где путешествовал около двух лет, в 1829-1831 гг. Художник проехал вдоль побережья Черного моря от Поти до Анапы, посетил Абхазию и Кахетию, жил в Тифлисе, проехал по Военно-Грузинской дороге, был в предгорьях Северного Кавказа и на границе с Турцией.

Путешественника интересовало все — природа, горы, крепости, аулы и города, быт людей и их традиции, этнические типы, костюмы. Он торопился как можно больше увидеть и старался запечатлеть каждое место — виды гор, Военно-Грузинскую дорогу, Терек, Казбек. Кавказские зарисовки – путевой дневник художника, который стремился как можно ближе к натуре изобразить то, что он увидел. Во время путешествия художник сделал в общей сложности не менее трехсот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией.

Несколько раз художник возвращался в Тифлис. У него был высочайший заказ от Академии художеств — написать три картины с видами Кавказа и в частности «вид Тифлиса, снятый с натуры». В 1832 году за панорамную картину «Вид Тифлиса» Никанор Чернецов получил звание академика.




Н. Г. Чернецов. Вид Тифлиса. 1832 г. (Государственная Третьяковская галерея)





Н. Г. Чернецов. Дарьяльское ущелье. 1832 г. (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

Акварели, рисунки, эскизы, начертанные на месте, послужили Никанору основными материалами для будущих картин. Вернувшись в Петербург в 1831 году, Чернецов на основе сделанных на Кавказе рисунков написал множество живописных полотен. Романтический дух и экзотический колорит его кавказских пейзажей вызывали живой интерес у публики, и картины художника имели большой успех.

Живописец был в дружеских отношениях с Александром Сергеевичем Пушкиным. Для А. С. Пушкина Чернецов написал картину с видом Дарьяльского ущелья, которая стала украшением кабинета великого поэта в его петербургской квартире на Мойке, 12. Дарьяльское ущелье Пушкин проезжал, странствуя по Кавказу в 1829-м году, и подробно описал его в произведении «Путешествии в Арзрум». На своем эскизе «Вид Дарьяла, взятый с дороги ведущей из Тифлиса во Владикавказ 1830 года сентября 22 дня» Чернецов сделал пометку: «Писана была картина для поэта А.С. Пушкина».

Чернецов был и прекрасным рисовальщиком, и высокопрофессиональным живописцем. Он стремился к документальной точности в изображении всего увиденного, что соединялось в его работах с классицистической академической выучкой. Для его картин, исполненных с большой добросовестностью и очень интересных по содержанию, характерны прекрасный рисунок пейзажа, хорошая композиция и группировка человеческих фигур, строго соблюденная линейная перспектива.

Художнику был присущ большой интерес к природе и всему увиденному во время путешествий. Многочисленные пейзажи Крыма, Кавказа, Грузии, Абхазии, Черноморского побережья благодаря работам Никанора Чернецова открыли тысячам россиян экзотические окраины Российской империи, столь непохожие на земли средней полосы России.


Н. Г. Чернецов. Вид на Троицкую церковь и Казбек. Рисунок. 1829 г.


Н. Г. Чернецов. Вид Тифлиса. 1832 г.


Н. Г. Чернецов. Метехский замок и татарская мечеть в Тифлисе. 1831 г. (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


Н. Г. Чернецов. Дарьяльское ущелье



Н. Г. Чернецов. Вид Сурамской крепости в Грузии. 1832 г.


Н. Г. Чернецов. Вид на Гори. 1833 г.


Н. Г. Чернецов. Крепость Гагры в Абхазии. 1837 г. (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

ИСТОЧНИК





Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий