вторник, 26 июля 2016 г.

Одна из муз Пушкина.






"Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!"

Кто из нас хоть раз в жизни не слышал или не читал этих строк? Реже привлекало наше внимание посвящение: «К Александре Ивановне Осиповой». Кто же она, эта современница Пушкина, кому мы обязаны незабываемыми строчками «Признания»? Вернемся в далекие двадцатые годы XIX столетия. В конце июля 1824 года Пушкин был исключен из службы и выслан в родительское имение – село Михайловское. Как же трудно оказалось привыкнуть к деревенской глуши после блеска светской жизни!

"Сиди под кровлею пустынной,
Читай: вот Прадт, вот W. Scott!
Не хочешь? – поверяй расход,
Сердись иль пей, и вечер длинный
Кой-как пройдет, и завтра тож..."
(Евгений Онегин)

Все общество поэта – это его няня, да многочисленное семейство соседней тригорской помещицы Прасковьи Александровны Осиповой. Эта умная, образованная женщина на долгие годы осталась другом поэта.

Появление Пушкина в ее доме было встречено с восторгом. Алексей, старший сын Прасковьи Александровны, сразу же сошелся с поэтом; с Евпраксией, которой в ту пору было всего 15 лет, у Пушкина установились шутливо-дружеские отношения: они часто мерялись поясами, чтобы выяснить, чья талия стройнее, а ее старшей сестрой, Анной, почти его ровесницей, поэт был даже увлечен.

В доме Прасковьи Александровны также воспитывалась ее падчерица – Александра. Сестры называли ее между собой Алина. Стройная, застенчивая девятнадцатилетняя девушка всегда оставалась немножко в стороне от общих игр и забав. Часто, пока гость играл в шарады с ее сестрами или беседовал о чем-то с маменькой, Алина склонялась над вышиванием, и локоны закрывали зардевшееся от пристального взгляда гостя личико. Нет, Александра не была дикаркой, но шумному обществу она предпочитала уединение. Сколько же упреков и нареканий выслушивала она от Прасковьи Александровны за свою «блажь», когда уходила побродить одна в непогоду! И какою ревностью и тоской отзывалось сердце влюбленного поэта, когда он видел, как Алина о чем-то шепчется в уголке с сестрою и глаза у нее красны от слез. Не с нее ли написан образ кроткой и тихой Татьяны?

Все же, были и счастливые для влюбленного минуты, когда семейству случалось ездить в Опочку. Но на что можно было рассчитывать под неусыпным надзором маменьки? Лишь случайные прикосновения рук. Как робки и пугливы они были!..

А эти дивные вечера, когда Алина садилась за фортепиано! Едва ее белые нежные пальчики касались клавиш, казалось, что на всем появлялась печать божественного вдохновения. В те минуты Александра сама становилась музыкой. Музой.

И сердце трепетало, и становилось тяжело дышать оттого, что вот она – такая близкая и такая недосягаемая…

"Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!"

И кто знает, как сложилась бы судьба поэта, если бы Александра тогда вняла его мольбам. Но этого не случилось, а впрочем, уже иная Муза начала тревожить сердце Пушкина.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

Да, "гений", чье имя в посвящении всегда обозначалось " К*** ", надолго поселится в душе поэта. Но это уже совсем другая история.

Что же касается дальнейшей судьбы героини «Признания», то в феврале 1833 года она вышла замуж за П. Н. Беклешова, который в то время был псковским полицеймейстером. Этот брак не был счастливым, но, несмотря на это, они всю жизнь прожили вместе. У них было трое детей: два сына, Леонид и Евгений, чья преждевременная гибель принесла столько горя их матери, и дочь Елизавета.

И все же, Пушкин не забыл своей Алины. В сентябре 1835 года из Тригорского в Псков на имя А.И. Беклешовой пришло письмо:

«Мой ангел, как мне жаль, что я Вас уже не застал, и как обрадовала меня Евпраксия Николаевна, сказав, что Вы опять собираетесь приехать в наши края! Приезжайте, ради бога; хоть к 23-му. У меня для Вас три короба признаний, объяснений и всякой всячины. Можно будет, на досуге, и влюбиться. Я пишу к Вам, а наискось от меня сидите Вы сами во образе Марии Ивановны. Вы не поверите, как она напоминает прежнее время.

И путешествия в Опочку.

И прочая. Простите мне мою дружескую болтовню. Целую Ваши ручки.

А.П.» (X, 667)

Но, Александра Ивановна, теперь уже замужняя дама, оставила письмо без ответа.
Больше они не встречались.
Умерла А.И. Осипова-Беклешова в Петербурге в 1863 году.


Ольга КОВРОВА

ИСТОЧНИК




Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий