пятница, 28 июля 2017 г.

პირის ნაცვალსახელები - личные местоимения


Личные местоимения




რუსულში არსებობს შემდეგი პირის ნაცვალსახელები:

я (მე)
ты (შენ)
он (ის – მამრობითი სქესის)
она (ის – მდედრობითი სქესის)
оно (ის – საშუალო სქესის)
мы (ჩვენ)
вы (თქვენ), Вы (თქვენ – თავაზიანი ფორმა)
они (ისინი)


რუსულში, ისევე როგოც ბევრ სხვა ენაში ქართულის ჩათვლით, ты (შენ) ძირითადად გამოიყენება ახლო ნაცნობებს შორის. სხვა შემთხვევაში მეტად უპრიანია გამოიყენოთ თავაზიანი ფორმა вы (თქვენ). მიმოწერაში მას ხშირად დიდი ასოთი გამოყოფენ: Вы.

Личные местоимения — местоимения, которые указывают на предмет, но не называют его.

В группу личных местоимений входят такие слова как: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Местоимения 2-го и 1-го лица (ед. или мн. числа) могут указывать на определённые лица, на идущего мимо человека, на собеседника (я, ты, вы, мы).

Местоимения 3-го лица (ед. или мн. числа) указывают на тех или того, кто не участвует в диа­логе, или на предмет (он, она, оно, они).

Личные местоимения могут употребляться с предлогами: у него, к нему, за ним, за ними, с ними, с ним, благодаря ему, ей, им.

Формы личных местоимений в русском языке


В русском языке личные местоимения имеют формы:

лица - პირის
числа - რიცხვის
падежа - ბრუნვის
рода - სქესის(только местоимения 3-го лица единственного числа).

При этом формы косвенных падежей образуются от разных основ (я — меня, мне; ты — тебя, те­бе; он — его, ему; и т. д.);

Местоимения 3-го лица имеют разные формы при наличии и отсутствии предлога: её — у неё, ими — с ними (после предлога добавляется «н-»).

Некоторые местоимения в творительном падеже имеют дополнительные «удлинённые» формы: мной — мною, тобой — тобою, ей — ею, ней — нею.

У всех личных местоимений формы родительного и винительного падежа совпадают.

Определения и приложения, относящиеся к личным местоимениям, всегда выделяются запятыми.

Обозначение падежей в таблице: И — именительный, Р — родительный, Рп — родительный с предлогом, Д — дательный, Дп — дательный с предлогом, В — винительный, Вп — винительный с предлогом, Т — творительный, Тп — творительный с предлогом, П — предложный (всегда с предлогом).

რუსულში ზმნის დაბოლოება აწმყო დროში პირის მიხედვით იცვლება:

მაგალითები:

Я делаю/строю (მე ვაკეთებ/ვაშენებ)
Ты делаешь/строишь (შენ აკეთებ/აშენებ)
Он/она/оно делает/строит (ეს აკეთებს/აშენებს)
Мы делаем/строим (ჩვენ ვაკეთებთ/ვაშენებთ)
Вы делаете/строите (თქვენ აკეთებთ/აშენებთ)
Они делают/строят (ისინი აკეთებენ/აშენებენ)


падежед. ч.мн. ч.
1 л.2 л.3 л.1 л.2 л.3 л.
простая формавежливая формам. род.ж. род.ср. род.
ИятыВыонона́оно́мывыони́
Рменя́тебя́Васего́еёего́насвасих
Рпнего́неёнего́них
Дмнетебе́Вамему́ейему́намвамим
Дпнему́нейнему́ним
Вменя́тебя́Васего́еёего́насвасих
Впнего́неёнего́них
Тмной,
мно́ю
тобой,
тобо́ю
Ва́миимей, е́юимна́мива́мии́ми
Тпнимней, не́юнимни́ми
Побо мнео тебе́о Васо нёмо нейо нёмо насо васо них



Упражнение: «Вставьте местоимение»

Когда __ (…) приедете?
__ (… ) нарисую елочку.
Почему __ (… ) улетают?
Куда __ (…) идешь?
Завтра __ (… ) пойдем в кино.
Какую задачу __ (… ) решает?

 
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна.
Вместе – дружная семья,
В слове
«мы»-
Сто тысяч
«я»!

Источник






Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий