Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному Автор: Толстова Наталья Николаевна Ключевые слова: русский язык как иностранный, короткометражный фильм, практика речи Известно, что одним из наиболее эффективных источников активизации процесса преподавания русского языка как иностранного, а также совершенствования умений в различных видах речевой деятельности является использование аудиовизуальных средств, т. е. «учебных наглядных пособий, предназначенных для предъявления зрительной и слуховой информации» [1, c.22]. В частности, качество обучения повышается благодаря тому, что зрительные образы окружающей действительности, представленные в видеофильме, способствуют расширению объема усваиваемого учебного материала, а также снижению утомляемости. Кроме того, при использовании видеофильмов на занятиях по русскому языка как иностранному «развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что учащемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придаёт веры в свои силы, вызывает желание совершенствовать знания» [4, c.145]. «Отключённый от общения» Приятного просмотра!" Для организации урока с применением видеофильма преподаватель должен иметь четкое представление об организации работы: заранее ознакомиться с содержанием фильма; определить, с какой целью следует его использовать и какие задачи при этом поставить; продумать вопросы и задания на всех этапах. Учащимся можно предложить разнообразные приёмы работы:
Предложенная в данной статье методическая разработка основана на короткометражном фильме. Не секрет, что короткометражки вполне имеют право соперничать с полнометражными картинами по насыщенности сюжета и остроте сцен. Однако основное отличие в том, что всего в 5–20 минут авторам удается заострить внимание зрителя на главном, пробудить его эмоции и чувства. Кроме того, просмотр короткометражных фильмов не отнимает много времени, что, несомненно, является плюсом их использования на занятиях по языку, и в то же время заставляет зрителя задуматься, а это является источником для дискуссий. Для урока был выбран короткометражный фильм «Offline», снятый молодым режиссёром, выпускником ВГИК Артуром Сухониным. Эта работа была представлена на различных кинофестивалях и завоевала 10 наград, а также большое количество положительных рецензий. Методическая разработка состоит из двух частей: пошаговой инструкции для преподавателя и раздаточного материала для студентов. Методическая разработка (на основе короткометражного фильма А. Сухонина «Offline», 2011) I. Инструкция для преподавателя Уровень: В1‑В2 Время: 90 минут Тема: виртуальное и реальное общение Род занятий: просмотр фильма, обсуждение Материалы: раздаточный материал для студентов Шаг 1. Предложите студентам подумать над тем, что объединяет предложенные фотографии. Обсудите следующие вопросы: — Сколько времени вы проводите в интернете? — Для чего вам интернет? Примечание.При обсуждении данных вопросов в качестве основы для ответа можно предложить инфографику: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/massmedia/ internet/article/prostory-interneta-razvlechenijaobshchenie- rabota.html — Как вы относитесь к социальным сетям? Провести дискуссию: — На ваш взгляд, какие существует плюсы и минусы общения в интернете? Плюсы:
Шаг 2. Спросить студентов, что они думают о выражении «Отключённый от общения» (это слоган короткометражного фильма). Справка: отключённый — страдательное причастие от глагола совершенного вида «отключить». Основные значения данного глагола: 1. прервать связь в сети с системой действующих аппаратов. Из-за грозы в поселке отключили свет. 2. перен. заставить отвлечься от чего‑либо, не замечать окружающее. «Мне хочется отключить у зрячеслышащих страх общения со слепоглухими» (журнал «КоммерсантЪВласть», 40–2014). Шаг 3. Объявите студентам, что они будут смотреть короткометражный фильм «Offline» (http://kothvosta.ru/film/31#view): — Как можно перевести название на русский язык?(Не в сети; отключённый) — О чём говорит это название? Предположите, о чём этот фильм. Начать просмотр фильма. Остановить на 01:55. — Какой город вы увидели? (Действие происходит в Москве. Мы видим небоскребы, монорельс. Город футуристический, город будущего). — Где происходит действие? (В метро). — Кого мы видим? (Пару и молодого человека). — Что вы можете сказать о паре? (Видимо, они недавно поссорились. Парень слушает музыку и смотрит в окно. Ему, наверное, всё равно. Девушка недовольна его поведением, расстроена). — Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках? (Наушники как символ глухоты в отношениях пары; они не слышат друг друга). Продолжить просмотр. Остановить на 02:42 — Что вы можете сказать о молодом человеке? (Он, видимо, одинок. Любит компьютерные игры). Примечание. Обратить внимание учащихся на глагол «пройти». Спросить о значениях данного слова, попросить привести примеры. Общее прототипическое значение — оставить что‑либо позади себя. 1. идя, миновать какой‑либо объект. Он прошёл мимо меня и не поздоровался. 2. преодолеть определённое расстояние. Мы прошли 15 километров. 3. перен. об информации — распространиться. Прошёл слух о приезде президента. 4. перен. о событии недавнего прошлого — произойти и закончиться. Недавно прошел фестиваль немецкого кино. 5. перен. протянуться, разместиться. Новая дорога пройдет через лес. 6. перен. миновать, прекратиться. К вечеру головная боль прошла. 7. перен. об атмосферных осадках — выпасть и закончиться. Вчера в Москве прошли обильные дожди. 8. перен. быть пропущенным, одобренным. Перед приёмом на работу необходимо пройти собеседование. 9. школьн. то же, что изучить. Мы ещё не проходили эту тему. — Как долго он переписывается с Glizе? (Полгода). Примечание. Можно обсудить, долгий ли это срок для общения в сети. — Что предложила Glize? (Встретиться, пообщаться вживую). — Как отреагировал молодой человек? (Он, видимо, испугался и вышел из сети). Продолжить просмотр. Остановить на 06:45. — Что произошло в отношениях пары? (Они поругались, потом девушка увидела, как на лекции он мило разговаривал с другой) — Кем оказалась девушка? (Это собеседница одинокого молодого человека, т. е. Glize) — Почему она настаивает на встрече? (С одной стороны, можно подумать, что это месть; с другой — ей хочется, чтобы её услышали) — Как себя чувствует герой? (Он сомневается. С одной стороны, он рад, но с другой — боится, в том числе того, что девушка разочаруется). Примечание. Попросите студентов подобрать синонимы к слову «разочароваться (в ком/чём?)» (обмануться в своих надеждах/ожиданиях; потерять веру) 1 вариант: предложить студентам в мини-группах придумать конец истории. После просмотра сравнить с реальным финалом. 2 вариант: досмотреть до конца, обсудить финал. Шаг 4. Обсудить финал и идею картины. Обратиться к слогану фильма. В качестве домашнего задания предложите учащимся написать рецензию к фильму или эссе на одну из следующих тем: — «Молчание — золото или беда?» — «Мы живем в виртуальном мире…» Примечание. Желательно напомнить учащимся структуру рецензии:
О написании эссе подробно сказано в пособии "Базульская Е. В., Любимова Н. А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся." II. Раздаточный материал для студентов № 1. Посмотрите на фотографии. Что их объединяет? Рис. 1. Рис. 2 Рис. 3. Рис. 4. № 2. Обсудите вопросы: — Сколько времени вы проводите в интернете? — Для чего вам интернет? — Как вы относитесь к социальным сетям? № 3. Как вы понимаете выражение «Отключённый от общения»? № 4. Посмотрите короткометражный фильм «Offline» (режиссёр А. Сухонин, 2011). Ответьте на вопросы: — Какой город вы увидели? — Где происходит действие? — Кого мы видим? — Что вы можете сказать о паре? — Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках? — Что вы можете сказать о молодом человеке? — Как долго он переписывается с Glizе? — Что предложила Glize? — Как отреагировал молодой человек? — Что произошло в отношениях пары? — Кем оказалась девушка? — Почему она настаивает на встрече? — Как себя чувствует герой? № 5. Что вы можете сказать о финале? Какую идею хотели передать авторы фильма? № 6. Напишите: 1) Рецензию на короткометражный фильм «Offline». 2) Эссе на одну из предложенных ниже тем: — «Молчание — золото или беда?» — «Мы живем в виртуальном мире…» Литература: 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — С. 22. 2. Базульская Е. В., Любимова Н. А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся (электронное издание). — 2‑е изд. — СПб.: Златоуст, 2015. — 100 с. 3. Батурина Л. А., Воробьёва Г. В. Роль аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 10. Том 3/2012. — С. 153–155. 4. Весова Т. Н., Чистякова Е. В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2 (105). Том 12/2013. — С. 145–148. 5. Курлова И. В. Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ. [Электронный ресурс] // http://library.cie.ru/file.php/b8d63bd74941a6789acf374984294859.pdf?load=true (дата обращения: 12.03.2017). 6. Шляхов В. И. Как провести учебную дискуссию и как обучать дискуссионным учениям // Живая методика для преподавателей русского языка как иностранного. 2‑е изд. — М.: Русский язык. Курсы, 2009. — С. 97–138. |
Понравился пост?
Поделитесь с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий