четверг, 15 июля 2021 г.

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному




Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

Автор: Толстова Наталья Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г. — № 11 (145). — С. 493-497.

ИСТОЧНИК

(дата обращения: 15.07.2021).


В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она со- держит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопро- сами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных учащихся владеющих русским языком в объёме пер- вого сертификационного уровня.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, короткометражный фильм, практика речи

Известно, что одним из наиболее эффективных источников активизации процесса преподавания русского языка как иностранного, а также совершенствования умений в различных видах речевой деятельности является использование аудиовизуальных средств, т. е. «учебных наглядных пособий, предназначенных для предъявления зрительной и слуховой информации» [1, c.22]. В частности, качество обучения повышается благодаря тому, что зрительные образы окружающей действительности, представленные в видеофильме, способствуют расширению объема усваиваемого учебного материала, а также снижению утомляемости. Кроме того, при использовании видеофильмов на занятиях по русскому языка как иностранному «развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что учащемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придаёт веры в свои силы, вызывает желание совершенствовать знания» [4, c.145].


«Отключённый от общения»

"В последнее десятилетие все больше и больше людей проводят время в виртуальности. Социальные сети, чаты, форумы активно заменяют общение вживую. Минуют года — и реальный диалог, возможно, станет редкостью. Социальная жизнь сегодня постепенно переходит в виртуальность, — и молодые люди вполне могут быть знакомы в интернете уже как полгода, знать друг о друге многое, даже любить друг друга, но при этом никогда не видеться. Фильм именно о таких людях.

Приятного просмотра!"

Для организации урока с применением видеофильма преподаватель должен иметь четкое представление об организации работы: заранее ознакомиться с содержанием фильма; определить, с какой целью следует его использовать и какие задачи при этом поставить; продумать вопросы и задания на всех этапах. Учащимся можно предложить разнообразные приёмы работы:

  • ответы на вопросы по содержанию фильма,
  • составление собственных вопросов,
  • заполнение таблицы,
  • письменный пересказ увиденного и т. д.

Особого внимания заслуживает проблема выбора видеоматериалов. Он зависит не только от уровня языковой подготовленности иностранных учащихся, но и от целей просмотра [5]. Так, на начальном этапе целесообразно предварительно познакомить учащихся с сюжетом, используя адаптированный текст.

Предложенная в данной статье методическая разработка основана на короткометражном фильме. Не секрет, что короткометражки вполне имеют право соперничать с полнометражными картинами по насыщенности сюжета и остроте сцен. Однако основное отличие в том, что всего в 5–20 минут авторам удается заострить внимание зрителя на главном, пробудить его эмоции и чувства. Кроме того, просмотр короткометражных фильмов не отнимает много времени, что, несомненно, является плюсом их использования на занятиях по языку, и в то же время заставляет зрителя задуматься, а это является источником для дискуссий.

Для урока был выбран короткометражный фильм «Offline», снятый молодым режиссёром, выпускником ВГИК Артуром Сухониным. Эта работа была представлена на различных кинофестивалях и завоевала 10 наград, а также большое количество положительных рецензий. Методическая разработка состоит из двух частей: пошаговой инструкции для преподавателя и раздаточного материала для студентов.

Методическая разработка (на основе короткометражного фильма А. Сухонина «Offline», 2011)

I. Инструкция для преподавателя
Уровень: В1‑В2
Время: 90 минут
Тема: виртуальное и реальное общение
Род занятий: просмотр фильма, обсуждение
Материалы: раздаточный материал для студентов

Шаг 1. Предложите студентам подумать над тем, что объединяет предложенные фотографии. Обсудите следующие вопросы:
— Сколько времени вы проводите в интернете?
— Для чего вам интернет?

Примечание.При обсуждении данных вопросов в качестве основы для ответа можно предложить инфографику: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/massmedia/ internet/article/prostory-interneta-razvlechenijaobshchenie- rabota.html
— Как вы относитесь к социальным сетям?

Провести дискуссию:
— На ваш взгляд, какие существует плюсы и минусы общения в интернете?

Плюсы:
  • возможность общения на расстоянии/ с людьми из разных стран;
  • удобный способ быстрого обмена информацией.
Минусы:
  • человек может «надеть маску»,
  • выдавать себя за другого человека;
  • не всегда можно понять истинные чувства собеседника;
  • человек может перестать обращать внимание на окружающих его людей, на учебу или работу;
  • может отвыкнуть от живого общения.
На этом этапе работы важно, чтобы иностранные учащиеся могли продемонстрировать дискуссионные тактики, свое знание определенных устойчивых фраз, выражающих согласие или несогласие с мнением говорящего, вежливыми клише для того, чтобы прервать визави, попросить его уточнить точку зрения или показать, что она представляет интерес. Более подробно о проведении дискуссии написано в "Курлова И. В. Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ.".

Шаг 2.
Спросить студентов, что они думают о выражении «Отключённый от общения» (это слоган короткометражного фильма).

Справка: отключённый — страдательное причастие от глагола совершенного вида «отключить». Основные значения данного глагола:
1. прервать связь в сети с системой действующих аппаратов. Из-за грозы в поселке отключили свет.
2. перен. заставить отвлечься от чего‑либо, не замечать окружающее. «Мне хочется отключить у зрячеслышащих страх общения со слепоглухими» (журнал «КоммерсантЪВласть», 40–2014).

Шаг 3.
Объявите студентам, что они будут смотреть короткометражный фильм «Offline» (http://kothvosta.ru/film/31#view):

— Как можно перевести название на русский язык?(Не в сети; отключённый)
— О чём говорит это название? Предположите, о чём этот фильм.

Начать просмотр фильма. Остановить на 01:55.
— Какой город вы увидели? (Действие происходит в Москве. Мы видим небоскребы, монорельс. Город футуристический, город будущего).
— Где происходит действие? (В метро).
— Кого мы видим? (Пару и молодого человека).
— Что вы можете сказать о паре? (Видимо, они недавно поссорились. Парень слушает музыку и смотрит в окно. Ему, наверное, всё равно. Девушка недовольна его поведением, расстроена).
— Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках? (Наушники как символ глухоты в отношениях пары; они не слышат друг друга).

Продолжить просмотр. Остановить на 02:42
— Что вы можете сказать о молодом человеке? (Он, видимо, одинок. Любит компьютерные игры).

Примечание. Обратить внимание учащихся на глагол «пройти». Спросить о значениях данного слова, попросить привести примеры.
Общее прототипическое значение — оставить что‑либо позади себя.
1. идя, миновать какой‑либо объект. Он прошёл мимо меня и не поздоровался.
2. преодолеть определённое расстояние. Мы прошли 15 километров.
3. перен. об информации — распространиться. Прошёл слух о приезде президента. 4. перен. о событии недавнего прошлого — произойти и закончиться. Недавно прошел фестиваль немецкого кино.
5. перен. протянуться, разместиться. Новая дорога пройдет через лес.
6. перен. миновать, прекратиться. К вечеру головная боль прошла.
7. перен. об атмосферных осадках — выпасть и закончиться. Вчера в Москве прошли обильные дожди.
8. перен. быть пропущенным, одобренным. Перед приёмом на работу необходимо пройти собеседование.
9. школьн. то же, что изучить. Мы ещё не проходили эту тему.

— Как долго он переписывается с Glizе? (Полгода).

Примечание. Можно обсудить, долгий ли это срок для общения в сети.
— Что предложила Glize? (Встретиться, пообщаться вживую).
— Как отреагировал молодой человек? (Он, видимо, испугался и вышел из сети).

Продолжить просмотр. Остановить на 06:45.
— Что произошло в отношениях пары? (Они поругались, потом девушка увидела, как на лекции он мило разговаривал с другой) — Кем оказалась девушка? (Это собеседница одинокого молодого человека, т. е. Glize)
— Почему она настаивает на встрече? (С одной стороны, можно подумать, что это месть; с другой — ей хочется, чтобы её услышали)
— Как себя чувствует герой? (Он сомневается. С одной стороны, он рад, но с другой — боится, в том числе того, что девушка разочаруется).

Примечание. Попросите студентов подобрать синонимы к слову «разочароваться (в ком/чём?)» (обмануться в своих надеждах/ожиданиях; потерять веру)

1 вариант: предложить студентам в мини-группах придумать конец истории. После просмотра сравнить с реальным финалом.
2 вариант: досмотреть до конца, обсудить финал.

Шаг 4.
Обсудить финал и идею картины. Обратиться к слогану фильма.

В качестве домашнего задания предложите учащимся написать рецензию к фильму или эссе на одну из следующих тем:
— «Молчание — золото или беда?»
— «Мы живем в виртуальном мире…»

Примечание. Желательно напомнить учащимся структуру рецензии:
  • − Заголовок должен содержать в себе название фильма. Кроме того, он призван заинтересовать читателя.
  • − Введение (2–3 предложения).
  • − Краткое содержание фильма. При описании сюжета не стоит раскрывать ключевые моменты, основные повороты в фильме и тем более рассказывать концовку. У читателя должно сложиться общее представление о фильме, и не должно пропасть желание его посмотреть.
  • − При анализе картины нужно оценить работу актёров, выявить слабые и сильные стороны сюжета; затронуть работу режиссера. По возможности описать операторскую работу, декорации, костюмы, спецэффекты, музыкальное сопровождение.
  • − Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме должно быть более менее объективным и основываться на анализе, проделанном ранее.
  • − Завершить рецензию следует выводом. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм и для какой аудитории он больше подходит.
Важно помнить и о стиле рецензии.
О написании эссе подробно сказано в пособии "Базульская Е. В., Любимова Н. А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся."

II. Раздаточный материал для студентов
№ 1. Посмотрите на фотографии. Что их объединяет?

Рис. 1.


Рис. 2


Рис. 3.


Рис. 4.









№ 2. Обсудите вопросы:
— Сколько времени вы проводите в интернете?
— Для чего вам интернет?
— Как вы относитесь к социальным сетям?

№ 3. Как вы понимаете выражение «Отключённый от общения»?

№ 4. Посмотрите короткометражный фильм «Offline» (режиссёр А. Сухонин, 2011).
Ответьте на вопросы:
— Какой город вы увидели?
— Где происходит действие?
— Кого мы видим?
— Что вы можете сказать о паре?
— Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках?
— Что вы можете сказать о молодом человеке?
— Как долго он переписывается с Glizе?
— Что предложила Glize?
— Как отреагировал молодой человек?
— Что произошло в отношениях пары?
— Кем оказалась девушка?
— Почему она настаивает на встрече?
— Как себя чувствует герой?

№ 5. Что вы можете сказать о финале? Какую идею хотели передать авторы фильма?

№ 6. Напишите:
1) Рецензию на короткометражный фильм «Offline».
2) Эссе на одну из предложенных ниже тем:
— «Молчание — золото или беда?»
— «Мы живем в виртуальном мире…»

Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — С. 22.
2. Базульская Е. В., Любимова Н. А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся (электронное издание). — 2‑е изд. — СПб.: Златоуст, 2015. — 100 с.
3. Батурина Л. А., Воробьёва Г. В. Роль аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 10. Том 3/2012. — С. 153–155.
4. Весова Т. Н., Чистякова Е. В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2 (105). Том 12/2013. — С. 145–148.
5. Курлова И. В. Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ. [Электронный ресурс] // http://library.cie.ru/file.php/b8d63bd74941a6789acf374984294859.pdf?load=true (дата обращения: 12.03.2017).
6. Шляхов В. И. Как провести учебную дискуссию и как обучать дискуссионным учениям // Живая методика для преподавателей русского языка как иностранного. 2‑е изд. — М.: Русский язык. Курсы, 2009. — С. 97–138.











Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован


Понравился пост?
Поделитесь с друзьями!


Комментариев нет:

Отправить комментарий