среда, 24 августа 2016 г.

"Старый повар" (По рассказу К. Паустовского)

Уточните по словарю значения следующих слов и выражений:

графиня, жар печей, управляющий, сторожка, убранство, фаянсовая посуда, клавесин, исповедь, священник, сервиз, грех, звон, хрустальные шарики.

Задание № 1. Прочитайте текст.

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар богатой графини. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей, и управляющий графини поселил его в сторожке старого сада. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство их дома составляли кровать, несколько старых стульев, стол, фаянсовая посуда в шкафу и, наконец, старый клавесин.
Когда Мария умыла отца и надела на него чистую рубашку, он сказал:
– Выйди на улицу и попроси первого встречного зайти к нам в дом. Мне надо исповедаться перед смертью.
Мария вышла на улицу и долго ждала. Улица была тёмная и пустынная. Наконец на улице появился прохожий. Мария подбежала к нему и дрожащим голосом попросила зайти к ним в дом, чтобы исповедать умирающего.
– Хорошо, – сказал человек спокойно. – Я не священник, но это всё равно. Идёмте.
Они вошли в дом. При свете свечи Мария увидела, что незнакомец невысокий, худой и очень молодой. Он придвинул к кровати стул, сел и наклонился к умирающему.
– Говорите, – сказал он. – Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, я смогу облегчить ваши последние минуты и вашу душу.
– Я работал всю жизнь, пока не ослеп, – прошептал старик. – У меня не было времени грешить... Но когда заболела моя жена и доктор прописал ей разные дорогие лекарства, я украл маленькое золотое блюдо из сервиза графини и продал его. Мне тяжело вспоминать об этом. Я скрывал это от дочери и учил её не брать ничего чужого...
– А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? – спросил незнакомец. – Клянусь, сударь, никто! – ответил старик и заплакал.
– А золото не помогло моей Марте, она умерла.
– Как вас зовут? – спросил незнакомец.
– Иоганн Мейер, сударь.
– Так вот, Иоганн Мейер, – сказал незнакомец, положив руки на слепые глаза старика. – Вы невиновны перед Богом и перед людьми. То, что вы сделали, не есть грех, и совершили вы это ради любви. А теперь скажите мне вашу последнюю просьбу.
– Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
– Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся:
– Чего я хочу? Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он цветёт весной... Простите меня за мои глупые слова.
– Хорошо, – сказал незнакомец и встал. Он подошёл к клавесину и сел перед ним на стул.
– Хорошо! – повторил он. – И как будто звон хрустальных шариков рассыпался по дорожке.
– Слушайте! Слушайте и смотрите. – Он заиграл. Старый клавесин пел полным голосом впервые за много лет. Звуками наполнялся не только дом, но и старый сад.
– Я вижу, сударь! – сказал старик, приподнимаясь на кровати. – Я вижу день, когда я встретился с Мартой. Это было зимой в горах. Белый снег, синее небо и Марта. Марта смеялась...
Незнакомец играл, глядя в окно, за которым была тёмная ночь.
– А теперь, – спросил он, – вы видите, как ночь становится синей, потом голубой. В старом саду начинают цвести белые цветы... Видите?
– Я всё это вижу! – крикнул старик. – Мария, открой окно! – Незнакомец стал играть тихо и медленно.
– Я видел всё так ясно, как много лет назад, – уже с трудом проговорил старик. – И я хочу узнать ваше имя... Имя!
Незнакомец перестал играть, подошёл к кровати:
– Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
Мария низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. За окном начинался рассвет и виден был сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Задание № 2. Дополните текст глаголами ИДТИ или ХОДИТЬ с приставками В(ВО)-, ВЫ-, ПОД-, ПРО-.

Мария ... на улицу и долго ждала. Мимо их дома ... какой-то человек. Она ... к нему и обратилась с просьбой. Они вместе ... в дом. Незнакомец выслушал просьбу старика и ... к роялю.

Задание № 3. Скажите, являются ли следующие предложения истинными или ложными. – В один из летних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик, бывший повар бедной графини.
– Вместе с поваром жил его сын, юноша лет восемнадцати.
– Но когда заболела моя жена и доктор прописал ей разные недорогие лекарства, я не брал маленькое золотое блюдо из сервиза графини и не продавал его.
– То, что вы сделали, не есть грех, и совершили вы это ради любви.
– Мария низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед неизвестным музыкантом.

Задание № 4. Составьте план текста.

Задание № 5. Перескажите текст.

Источник - Учебное пособие
"РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. ПОСОБИЕ ПО ЧТЕНИЮ"
автор - Ю.В. Финагина



Комментариев нет:

Отправить комментарий