понедельник, 24 апреля 2017 г.

Интеллект-карта (англ. Mind map) в педагогике.


*
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями (англ.)русск., для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».

Методика разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов

ИСТОЧНИК

МАЙНДМЭППИНГ – НОВАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА: МУСАБЕКОВА САУЛЕ АМАНГЕЛЬДИЕВНА

Пояснительная записка

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Психолого-педагогических исследования показывают, что для формирования практических навыков и умений решающее значение имеет структура учебного материала, методы обучения сознательная деятельность обучающихся. При этом серьезной проблемой остается формирование у обучающегося практических навыков и умений, которые сохраняться длительное время. Процесс формирования практических навыков является длительным, а многие умения формируются и совершенствуются еще в течении нескольких последующих лет. Двумя основными моментами формирования практических умений и навыков являются постановка цели и организация деятельности. Помимо осознания цели обучающемуся нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Мотивация обучающегося всегда индивидуальна – каждый обучающийся имеет свою систему мотивов, побуждающих его к обучению. Формированию базовых знаний, практических навыков и умений, повышению мотивации к изучению предмета способствует майндмэппинг. Применение интеллект-карт является одним из самых нераскрытых или, в некоторых случаях, недостаточно используемых методов обучения (англ. mind maps, термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума»). Так, левое полушарие мозга занимается анализом, числами, словами, управляет рациональным и линейным мышлением. Правое, или творческое, полушарие отвечает за целостное, ассоциативное, художественное мышление, восприятие цвета, музыки и изображений. Карты разума содержат элементы, которые интересны как левому, так и правому полушарию нашего мозга, и обучающиеся в состоянии запомнить информацию более легко и эффективно, наблюдая много цветов, образов и ассоциаций. Кроме того, интеллект-карты четко определяют ключевые термины, отделяя главное от второстепенного, что позволяет обучающимся не тратить время на несущественные детали. Комбинируя элементы, которые относятся к каждой стороне мозга, карты памяти позволяют оптимизировать способность мозга творить, учиться, запоминать. Очевидно, что майндмэппинг отражает работу разума обучающихся, а точнее, ассоциативность мышления. Интеллект-карта представляет собой графический инструмент, используемый для представления слова, понятия, задачи, изображения или других предметов, связанных друг с другом и расположенных вокруг центрального ключевого слова или идеи. Другими словами, это визуализация того, что происходит в умах обучающихся. Это помогает:
  • лучше анализировать;
  • генерировать;
  • визуализировать;
  • синтезировать;
  • понимать;
  • запоминать.

Обучающиеся обычно очень быстро осваивают идею картирования, они стремятся сделать карты разума красочными и яркими, похожими на произведения искусства. Структура карт помогает им думать в терминах понятий и ассоциаций, строить иерархии информации. Поскольку вся тема может быть изложена в одной карте, они учатся думать целостно. Сочетание слов, цветов, пиктограмм или рисунков служат развитию пространственной ориентации. Построение карты разума – это прекрасный коллективный опыт. Создание малых групп способствует генерированию идей и конкурентности при создании работы, а следовательно, созданию многоинформативной и интересной коллективной работы, способствующей более глубокому усвоению пройденного теоретического материала. Больше идей, больше участия, только тогда процесс является чрезвычайно ценным. Любому слову или фразе есть место на карте разума. Обучающиеся могут увидеть своими глазами, что их идеи воспринимаются серьезно и становятся частью коллективного документа. Они чувствуют, что инвестируют в проект. Они задают вопросы; они ищут или делают разъяснения. Они занимаются в процессе обучения.

Дальнейшее применение технологии карт разума на занятиях зависит от поставленных целей и решаемых задач обучения. Диапазон применения интеллект-карт практически безграничен, как безграничны возможности человеческого разума. В рамках изучения любого предмета можно использовать создание ассоциативных карт предлагается в различных направлениях.

Этапы майндмэппинга и педагогическое руководство

1. Постановка учебной задачи.

В основе mindmap может быть как отдельная тема, так и подведение итогов какого-либо раздела. Майндмэппинг помогает обучающимся в полной мере проявить их творческий потенциал, сконцентрироваться на поставленной задаче, накопить большую базу ассоциаций, позволяющих шире взглянуть на тему, сгенерировать удачные идеи и гипотезы, сделать обоснованные выводы. Кроме того, он сокращает время, затраченное на сбор, систематизацию и обобщение материалов, накопленных в ходе изучения темы(раздела). При анализе составленных карт предложенный формат занятия позитивно оценивается обучающимися.



2. Определение целей и задач майндмэппинга.

Целью майндмэппинга является систематизация, структурирование и анализ знаний. Исходя из цели, определяются способы представления материала.

3. Проведение занятия.

Обучающиеся работают с информацией, формируют и развивают навыки работы в команде. Педагог обеспечивает направляющее сопровождение, наблюдает за работой команд, консультирует обучающихся.

4. Достижение результата в процессе работы.

Одно из главных правил майндмэппинга - получение развернутого конспекта, помогающего полностью структурировать и запомнить ту или иную тему(проблему, раздел).

Результатом является: диаграмма связей, карта мыслей или ассоциативная карта, — это способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом. Диаграмма, в которой идеи, задачи или другие понятия связаны ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи или для более младших обучающихся «стенгазета» с отражением всех необходимых элементов темы связанных в одно целое, одной общей идеей (темой)

5. Оформление результата майндмэппинга.

Данный этап является кульминацией деятельности, т.к. от способов оформления результата майндмэппинга зависит общее впечатление о команде.

6. Защита «ментальной карты».

Результат работы майндмэппинга необходимо публично продемонстрировать, подготовив представление отражаемого в ментальной карте результата, в ходе которого четко изложить информацию по систематизации знаний представляемой темы( раздела), обратить внимание на различные аспекты темы, возможно использование девизов, кроссвордов, стихов, загадок, сценок и т.д. на представляемую тему. По окончании выступления обучающиеся должны быть готовы к вопросам, которые, возможно, появятся у педагога и членов других команд.

7. Этап рефлексии.

Рефлексивная деятельность позволяет оценить личный вклад каждого в общее дело и сформировать у обучающихся адекватную самооценку. Важно оценивать и результат выполнения майндмэппинга и деятельность обучающихся по достижению этого результата.

Правила работы в команде:
  • В команде нет лидеров, все члены команды равны.
  • Команды соревнуясь, работают на достижение единой цели понимания и запоминания материала.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют майндмэппинг.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие майндмэппинг.
  • Если члены одной команды заранее завершили свою часть работы, приветствуется помощь другим командам.

Таким образом, майндмеппинг служит дополнительным инструментом обучения "ментальной грамотности". Это одна из удачных форм сочетания методов и форм обучения, совершенствование способов организации учебной деятельности способствующая формированию соответствующих знаний, умений и навыков.

                 Не в совокупности ищи единства, но более — в единообразии разделения.

                                                                                                                       Козьма Прутков


ЛИТЕРАТУРА

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск: Попурри, 2010. 368 с.

2. Smith G. 24 Essential Mind Mapping and Brainstorming Tools. URL: http://www.niu.edu

3. Fun C.S., Maskat N. Social and Behavioral Sciences // Teacher-centered mind mapping vs Student-centered mind mapping in the teaching of accounting at Pre-U level — An action research. 2010. № 7. pp. 240–246.

4. Noonan M. Mind maps: enchancing midwifery education // Nurse education today. 2013. № 33. pp. 847–852.

5. Edwards S., Cooper N. Mind mapping as a teaching resource // The clinical teacher. 2010. Vol. 7. № 4. pp. 236—239.

6. Infanthaler D., Hanewald R. Digital knowledge maps in education. Springer, 2014. 405 p.

7. Дэвид Сиббет. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-9614-4393-6.
ИСТОЧНИК

*



Комментариев нет:

Отправить комментарий