суббота, 13 августа 2016 г.

А.И.Куприн - рассказ "Слон"



Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы.
– Ах, доктор, но она ничего не хочет!
– Ну, не знаю... вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки... какие-нибудь лакомства...
– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет...
– Ну, постарайтесь её как-нибудь развлечь... Даю вам честное слово, что если вам удастся её рассмешить, развеселить,– то это будет лучшим лекарством. До свидания, сударыня!

…Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
– Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на картинке... Можно?
– Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идёт в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Через полчаса папа возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мёртвый. Ты мне привези хоть маленького, только живого. Хоть слонёнка…

…Через два часа папа сидит в цирке, в первом ряду, и смотрит, как учёные звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Под конец выводят слонов. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, на- конец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую чёрную сигару.
– Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Неможете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?
Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Но отец поспешно объясняет, в чём дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днём, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет.

…Ночью слона ведут в гости к больной девочке.

…Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного.
Хозяин слона, немец, подходит к девочке и говорит:
– Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.
Слон вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки тёплым сильным дыханием, отчего лёгкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеётся. Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Томми в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки ещё больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хо- хочет.

Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами. Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками.Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:
– Позвольте, я всё это устрою. Они пообедают вместе.

Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон - разные овощи и салат.

Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако её невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и её уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как её раздевают.

Утром девочка просыпается бодрая, свежая, как в прежние времена. Она тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:
– А слон?
Ей объясняют, что слон ушёл домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждёт её к себе в гости, когда она будет здорова.
Девочка хитро улыбается и говорит:
– Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

Вопросы и задания.
1. Что происходит с маленькой девочкой?
2. Как автор передаёт состояние девочки? Какие чувства возникают у читателя?
3. Как доктор предлагает лечить девочку?
4. Найдите в тексте описание игрушечного слона. Обратите внимание, какие выразительные средства использует автор, чтобы передать красоту этой игрушки. Почему же девочка остаётся равнодушной?
5. Как хозяин зверинца реагирует на необычную просьбу отца девочки? Почему он не отказывает Надиному отцу?
6. Обратите внимание на описание девочки до встречи со слоном и в то время, когда слон «гостил» у неё. Какие глаголы и прилагательные передают настроение девочки?
7. Почему после посещения слона девочка начала выздоравливать?
8. Как автор выражает своё отношение к героям рассказа?


Копилочка слов:

Веко – подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.
Посапывать (разг.) – сопеть негромко, с перерывами.
Лакомство – сласти.
Гаснуть (перен.) – ослабевать, терять силы.


ИСТОЧНИК

Рамочки от Ларки




Ник ქეთი მასწავლებელი зарегистрирован



Комментариев нет:

Отправить комментарий